Найти в Дзене
К Р Е А К Р А Т И Я

Партнерство как путь личной эволюции. Субъектность и свобода.Продолжение.

В качестве примера расширения границ я все время привожу такой кейс. Представьте себе два мальчика двенадцати лет. Один растет в Чечне, а другой растет в Стокгольме, в Швеции. Мальчик, растущий в Чечне, если за неделю три раза в нос не получил, чувствует себя некомфортно. Как будто он не мужик. Мужчина должен уметь драться, это знает любой чеченец. При этом никакой психологической травмы у него нет. Наоборот, у него появляется травма, если он не дерется, потому что все вокруг думают, что он ведет себя как девочка. Если в такую ситуацию попадет какой-нибудь замечательный, открытый и толерантный подросток из Швеции (например, иммигрант разобьет ему нос), у него будет 15 лет психотерапии, восстановления границ, снятия травматических переживаний и так далее. Хотя действие одно - дали в нос. Но одному нос ломают несколько раз в неделю, и никаких психологических последствий, а у другого терапия на много лет. Вот такое расширение границ. Как мальчику из Стокгольма расширить границы? Мы знаем,

В качестве примера расширения границ я все время привожу такой кейс.

Представьте себе два мальчика двенадцати лет. Один растет в Чечне, а другой растет в Стокгольме, в Швеции. Мальчик, растущий в Чечне, если за неделю три раза в нос не получил, чувствует себя некомфортно. Как будто он не мужик. Мужчина должен уметь драться, это знает любой чеченец. При этом никакой психологической травмы у него нет. Наоборот, у него появляется травма, если он не дерется, потому что все вокруг думают, что он ведет себя как девочка. Если в такую ситуацию попадет какой-нибудь замечательный, открытый и толерантный подросток из Швеции (например, иммигрант разобьет ему нос), у него будет 15 лет психотерапии, восстановления границ, снятия травматических переживаний и так далее. Хотя действие одно - дали в нос. Но одному нос ломают несколько раз в неделю, и никаких психологических последствий, а у другого терапия на много лет. Вот такое расширение границ.

Как мальчику из Стокгольма расширить границы? Мы знаем, что в Швеции ситуация с иммигрантами серьезная, поэтому если он свои границы не расширит, он психотерапевтам будет отдавать ползарплаты. Что можно посоветовать в таком случае? Например, пойти на бокс. Банальный совет, но это будет расширением границ и реальным развитием в рамках определенных ситуаций.

Другой пример. Есть какая-нибудь девушка, которая столкнулась с харассментом - например, на работе к ней домогался начальник. В зависимости от того, из какой она среды, она может на это реагировать по-разному. Если она приехала из рабочего района, этот начальник может и огрести по полной программе. А если она из милой интеллигентной семьи, где принят пиетет перед старшими, у нее будут серьезные внутренние переживания и серьезное расширение границ. А у девушки, которая в выросла в рабочем районе, и вечером ходила домой по темным улицам, может и вообще вопросов не возникнет. Это значит, что у девушки из рабочего района другие границы, которые просто так нарушить не получится. Потому что они очень широкие. Это как плевать в фонтан - попробуй плюнь, что будет? Ничего, пролетит обратно. Либо забудет через секунду.

Что делать девочке из интеллигентной семьи? Расширять границы. Как? Ну, например, понять, что в патриархальной среде домогательства это норма, к которой надо быть готовой. И осознанно вырабатывать адекватную стратегию поведения. Не закрываться и не впадать в травму, а быть готовой к жесткому отказу. Ну или к тонкому отказу, кому как. Обратите внимание, что в этом примере расширение границ это не значит соглашаться на приставания. Подразумевается другое отношение к ситуации, при которой ты будешь готова осознанно защищать свои границы без лишней драматизации.

А что будет являться расширением границ, например, для чеченского мальчика из первого примера? Например, приезжает такой юноша в Москву. Зачем обычно кавказцы приезжают в Москву? Зарабатывать и девушек клеить. Поэтому он пошел в ночной клуб, познакомился с девушкой. У них завязалось общение, он начал за ней ухаживать. Но девушка ему однажды сказала - ты что, дурак? Что я с тобой делать буду? У тебя даже образования нет. И вообще, где ты и где я. Он дико обиделся, но приехал к себе в кишлак, взял деньги, через три месяца поступил в университет на математический факультет, и через несколько лет его закончил. В его случае самая большая проблема - это не реагировать на хамство по кавказским законам. Потому что вообще-то кавказский мужчина, который не окультурил свою агрессию, может и зарезать.

А что будет, если такой чеченец по обмену попадет, например, в Лос-Анджелес? Там такая толерантность, что не любой чеченец выдержит даже чисто физически. У него займет два года только на рефлексию того, что он за фигура в этой среде. Это расширение границ. А причина была банальней некуда - отказала девушка. А он в ответ взял и поступил в универ. А мог обидеться и всем вокруг говорить, какие все москвички плохие, не понимают, кто такой настоящий джигит.

Андрей Двоскин , цитаты из новой книги "Футуропия"