Приехав в дилерский центр, я с предвкушением рассматривал блестящие новинки. Менеджер, само обаяние, провел мини-экскурсию, расписал все прелести выбранного мной кроссовера и наконец проводил меня в зону оценки.
«Сейчас наш специалист осмотрит вашу машину, и мы сделаем вам лучшее предложение», – заверил он с улыбкой.
Мой Rio загнали в специальный бокс с ярким освещением. Появился оценщик – человек с абсолютно непроницаемым лицом и толщиномером в руке. С этого момента началось настоящее представление, которое длилось без малого 40 минут. Я стоял рядом, наивно полагая, что моя машина в отличном состоянии и придраться будет не к чему. Как же я ошибался.
Сначала он методично, сантиметр за сантиметром, «пропикал» толщиномером каждую деталь кузова. Каждый писк прибора в заводском допуске я воспринимал как маленькую победу. Но вот на заднем правом крыле аппарат пискнул чуть иначе.
«Крашено», – безэмоционально констатировал эксперт. Я возразил, что никакого ДТП не было, возможно, дилер что-то делал по предпродажке еще в 2019-м. Он лишь пожал плечами и сделал пометку в своем планшете.
Он открыл капот и начал светить фонариком в самые потаенные уголки, будто искал не запотевания, а как минимум контрабанду.
«Запотевание клапанной крышки, – очередная запись в планшет. – Рекомендация к замене прокладки».
Затем он перешел к салону. Я считал, что салон у меня в идеале, всегда в чехлах, регулярная химчистка. Но не для этого взгляда.
«Затертость на руле в месте хвата. Царапина на пластике дверной карты. Небольшая потертость на боковине водительского сиденья».
Он проверил работу каждой кнопки, каждого стеклоподъемника. Подключил сканер к OBD-разъему. Заглянул под машину, подергал элементы подвески. Осмотрел остаток протектора на шинах. Проверил сервисную книжку, хотя все ТО я делал у официалов и вовремя.
Каждая мелочь, каждый скол на капоте от трассовых поездок, каждая микроцарапина на лобовом стекле – все это скрупулезно заносилось в список «дефектов».
«Мы готовы забрать ее за...»
Через 40 минут экзекуции меня пригласили обратно к менеджеру. Тот с сочувствующим видом взял планшет оценщика.
«Ну что ж, – начал он, – машина у вас неплохая для своего возраста и пробега. Но, как вы понимаете, есть ряд моментов, которые потребуют вложений перед продажей».
И он начал зачитывать тот самый список: окрас крыла (который нужно перепроверять и, скорее всего, перекрашивать, «чтобы дать гарантию новому владельцу»), запотевание клапанной крышки («а это работа, запчасти»), износ тормозных дисков («скоро подойдут под замену»), сколы на капоте и бампере («требуют локального окраса»), состояние шин («хватит на сезон, не больше»), плюс та самая затертость на руле и царапины в салоне («это все химчистка и реставрация, чтобы у машины был товарный вид»).
Я слушал этот перечень и понимал, к чему все идет. Менеджер сделал драматическую паузу и произнес:
«Учитывая все факторы, а также нашу скидку на новый автомобиль, мы готовы предложить вам за ваш Kia Rio 1.150.000 рублей».
В этот момент я едва сдержал смех. Перед поездкой я, разумеется, изучил рынок. Средняя цена на мой автомобиль в аналогичном состоянии и с таким же пробегом на популярных площадках – 1.450.000 - 1.500.000 рублей. То есть, предложение дилера было ниже рыночной стоимости минимум на 300.000 рублей. Все эти «найденные» косяки были лишь поводом, чтобы максимально сбить цену.
Почему так происходит и в чем логика дилера?
Важно понимать, что трейд-ин – это не благотворительность. Это бизнес, причем очень маржинальный.
- Двойная прибыль. Дилер зарабатывает дважды: первый раз – на продаже вам нового автомобиля (и часто с навязанными допами), второй раз – на продаже вашей старой машины, которую он выкупил по заниженной цене.
- Перестраховка. Оценщик намеренно ищет или даже преувеличивает недостатки. В закладываемую им разницу в цене входят все возможные риски: стоимость предпродажной подготовки (химчистка, полировка, устранение мелких дефектов), стоимость возможного ремонта, если что-то вылезет позже, и, конечно, его собственная прибыль.
- Психологическое давление. Клиент, уже «загоревшийся» покупкой новой машины, мысленно с ней уже сроднился. Ему проще согласиться на невыгодные условия, лишь бы быстрее завершить сделку и уехать на сверкающем автомобиле. На это и расчет.
Дорога домой и мои мысли
Я вежливо поблагодарил менеджера за «щедрое» предложение, забрал ключи и поехал домой. И знаете, что самое интересное? Пока я ехал обратно по знакомому маршруту на своем Rio, я вдруг посмотрел на него другими глазами.
Вот он, мой верный «кореец». Да, с пробегом. Да, не с таким огромным экраном, как у «китайца». Но это честный и абсолютно понятный мне автомобиль. Я знаю его историю, знаю, что он не подведет.
Унизительная процедура оценки, где твою ухоженную машину намеренно выставляют ведром с болтами, отрезвила меня. Желание спонтанной покупки улетучилось.
Какой вывод я сделал для себя и каким хочу поделиться с вами? Трейд-ин может быть удобен, если вы готовы заплатить за это удобство очень высокую цену – несколько сотен тысяч рублей. Если же вы цените свои деньги и свой автомобиль, не поленитесь потратить неделю-другую на самостоятельную продажу.
Вы не только получите справедливую рыночную цену, но и сохраните чувство собственного достоинства. А мой Kia Rio? Он остается со мной. По крайней мере, до тех пор, пока я не продам его хорошему человеку за честные деньги.
А как вы относитесь к трейд-ин? Сталкивались с подобным занижением цены при оценке? Поделитесь своим опытом в комментариях, будет очень интересно обсудить!