Утилизация отходов без использования оборудования возможна, но требует соблюдения законодательства.
Пример, утилизации отходов 5-го класса опасности (макулатуру, стекло) можно утилизировать без лицензии, в то время как для работы с отходами 1–4 классов опасности (лампочки, шины, оргтехника) нужна лицензия.
Деятельность по обращению с отходами в РФ регламентируется Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон определяет правовые основы обращения с отходами, устанавливает нормативы утилизации и ведёт реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.
Перечень отходов для самостоятельной утилизации закреплён в статье 24.2-2 закона.
Согласно ст. 1 Закона «Об отходах»:
- утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (энергетическая утилизация);
- утилизация ОИТ — использование ОИТ и (или) вторичного сырья, полученного из ОИТ, для производства товаров (продукции);
- вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании»:
- продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
- идентификация продукции представляет собой процедуру установления тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;
- подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Так, например, согласно подп. «г» п. 3 Положения № 2290 одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по утилизации отходов I–IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимого для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I–IV классов опасности оборудования, принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования.
Исходя из буквального толкования идентификация вторичного сырья, полученного из вторичных ресурсов непосредственно без обработки, в качестве продукции может рассматриваться как утилизация отходов. Такая утилизация не требует реализации какой-либо технологии, а, соответственно, и наличия оборудования для реализации такой утилизации.
НА ЗАМЕТКУ
Фактически утилизация отходов может представлять собой процедуру идентификации продукции, когда ее реализация осуществляется без обработки и не требует наличия оборудования для утилизации.
Но в законодательстве РФ отсутствуют ответы на вопросы, как поступать, если оборудование не требуется; что в этом случае будет соответствием лицензионных требований; возможно ли включение в реестр утилизаторов РОП, если оборудование не требуется; как доказывать, что оно действительно не требуется.
В связи с этим следует принимать во внимание противоречивые решения судов при рассмотрении дел, связанных с утилизацией отходов и применяемом при этом оборудовании.
Судебная практика:
Судебный акт в отношении Предприятия о правомерности выписанного предписания, указывающего на нарушение технологии переработки отходов, получившей заключение ГЭЭ.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.12.2022 № Ф05-32356/2022 по делу № А40-44309/2022.
Предприятие обжаловало предписание, однако суды признали его законным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что у Предприятия отсутствует оборудование (в т.ч. специальное) и специализированные установки для осуществления деятельности по утилизации отходов IV класса опасности в соответствии с лицензией 2021 г.
Суды отметили, что отсутствие оборудования для утилизации золошлаковых отходов не позволяет Предприятию осуществлять деятельность по утилизации отходов и свидетельствует об отступлении от технологии термической переработки твердых бытовых отходов, утвержденной заключением ГЭЭ в 2000 г.
Отклоняя ссылки Предприятия на заключение ГЭЭ 2000 г., суды также установили, что заключение предоставлялось на применяемую Предприятием технологию термической переработки твердых бытовых отходов, включающую в себя как неотъемлемую часть утилизацию золошлаковых отходов.
Суды приняли во внимание, что вступившим в законную силу решением суда Предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований, выразившихся в т.ч. в отсутствии заключения ГЭЭ.
Более того, суды учли, что, как пояснило само Предприятие, мусоросжигательный завод является самовольной постройкой, поскольку в отношении его не выдавалось разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию.
НПА:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 08.08.2024).
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 21.11.2022).
- Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I–IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (в ред. от 23.05.2024).
Образец письма-запроса для утилизаторов в адрес регулятора
в адрес :Министру природных ресурсов и экологии РФ А.А.Козлову
на_________ от __________ «О надлежащей утилизации отходов»
Уважаемый Александр Александрович!
Согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах»:
– (....)утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (энергетическая утилизация);
–(....)утилизация отходов от использования товаров (ОИТ) – использование ОИТ и/или вторичного сырья, полученного из ОИТ, для производства товаров (продукции);
–(...)вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Согласно ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и/или иной хозяйственной деятельности.
Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» продукция представляет собой результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
В ст.2 Федерального закона «О техническом регулировании» установлено, что идентификация продукции представляет собой процедуру установления тождественности характеристик продукции ее существенным признакам, а документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров представляет собой процедуру подтверждения соответствия.
В связи с указанным прошу сообщить, является ли идентификация вторичного сырья, полученного из вторичных ресурсов непосредственно без обработки, в качестве продукции утилизацией отходов?
________________________ ___________________
Источник "Справочник эколога" (https://www.profiz.ru)