Найти в Дзене

Генерал Дохтуров. Часть 6. Большая война

С войны Дмитрий Сергеевич Дохтуров вернулся не только с новыми орденами (Александра Невского, Анны 1-й степени, прусского Красного орла), но и с многочисленными ранами и контузиями. Изношенный организм требовал отдыха. С 1807 по 1809 годы генерал-лейтенант находится в отпуске. В 1806 и 1809 годах у Дохтурова и его супруги Марии Петровны урожденной Оболенской родились два сына. Кроме того, имелось две дочери. В общем, Дмитрий Сергеевич в семейной жизни выглядел вполне успешным. Между тем Россия вела сразу несколько войн: с Персией (1804-1813), с Османской империей (1806-1812), с Швецией (1808-1809). На этой последней войне здорово выдвинулся целый ряд генералов, еще недавно уступавших Дохтурову в старшинстве. А Дмитрий Сергеевич оставался не у дел и упустил шанс на такое же выдвижение. И тут произошло событие, потрясшее русский генералитет. В 1809 году Александр I произвел Барклая-де-Толли в полные генералы, а в 1810 году назначил военным министром. Что тут началось! Чтобы понять происх
Оглавление
Генерал Дохтуров.
Генерал Дохтуров.

От войны до войны. 1807-1812 годы

С войны Дмитрий Сергеевич Дохтуров вернулся не только с новыми орденами (Александра Невского, Анны 1-й степени, прусского Красного орла), но и с многочисленными ранами и контузиями. Изношенный организм требовал отдыха. С 1807 по 1809 годы генерал-лейтенант находится в отпуске.

В 1806 и 1809 годах у Дохтурова и его супруги Марии Петровны урожденной Оболенской родились два сына. Кроме того, имелось две дочери. В общем, Дмитрий Сергеевич в семейной жизни выглядел вполне успешным.

Между тем Россия вела сразу несколько войн: с Персией (1804-1813), с Османской империей (1806-1812), с Швецией (1808-1809). На этой последней войне здорово выдвинулся целый ряд генералов, еще недавно уступавших Дохтурову в старшинстве. А Дмитрий Сергеевич оставался не у дел и упустил шанс на такое же выдвижение.

И тут произошло событие, потрясшее русский генералитет. В 1809 году Александр I произвел Барклая-де-Толли в полные генералы, а в 1810 году назначил военным министром. Что тут началось!

Чтобы понять происходящее, вспомним 1799 год. Тогда Барклай стал генерал-майором, а Дохтуров генерал-лейтенантом. Чин генерал-лейтенанта Барклай получил только в 1807 году, став всего лишь 47-м по счету старшинства генерал-лейтенантом. И вот в 1809 году внезапно обходит всех прочих. В том числе и Дохтурова.

Нет, это еще можно было бы понять, имей Барклай большие связи или родовитость, будь он хотя бы фаворитом. Но что имел Михаил Богданович? Только боевые заслуги да симпатию к нему Александра I. Не много ли за такую малость – обойти чином 46 генерал-лейтенантов?

Образовалась генеральская «фронда». В знак протеста прошения об отставке подали генерал-лейтенанты Голицын, Остерман-Толстой и Дохтуров. Говорят, Александр I был раздражен таким проявлением неповиновения. На отклонении прошений настоял вроде бы сам «виновник» скандала, Барклай-де-Толли.

Здравый смысл (и справедливость) подсказали выход – нужно подсластить пилюлю заслуженному генерал-лейтенанту. В апреле 1810 года Дмитрий Сергеевич Дохтуров жалуется чином генерала от инфантерии.

Михаил Барклай-де-Толли.
Михаил Барклай-де-Толли.

В то же время в русской армии по образу французской начинают формироваться штатные корпуса. В октябре 1810 года сформирован 6-й пехотный корпус. В его состав вошли:

  • 7-я пехотная дивизия (ей ранее командовал Дохтуров, сейчас генерал-лейтенант Капцевич),
  • 24-я пехотная дивизия (генерал-майор Лихачев),
  • Сумский гусарский полк,
  • 7‑я конная артиллерийская рота.

Всего 24 батальона, 8 эскадронов, 84 орудия. Во главе этого соединения поставлен генерал Дохтуров.

Как правило, пехотная дивизия состояла из трех бригад по два полка каждая. Две бригады – линейная пехота, одна бригада – егерская. Полк делился на три батальона, батальон на четыре роты. Два батальона были действующими, третий запасным. По одной роте (гренадерской) из каждого запасного батальона одной дивизии сводились в сводно-гренадерский батальон

При подготовке к новой войне с Наполеоном еще в 1810 году на западной границе сформирована Северная армия. С начала 1812 года она именовалась 1-й Западной. С марта главнокомандующим армией стал военный министр Барклай-де-Толли.

В составе 1-й Западной армии к лету 1812 года входили: шесть пехотных корпусов (1‑й, 2‑й, 3‑й, 4‑й, 5‑й и 6‑й), три кавалерийских корпуса (1‑й, 2‑й и 3‑й) и Летучий казачий корпус, (всего – 120 тыс. чел. при 590 орудиях).

Отступление 1-й Западной армии от границы до Смоленска.
Отступление 1-й Западной армии от границы до Смоленска.

От Лиды до Смоленска

6-й пехотный корпус располагался на левом фланге 1-й Западной армии. Штаб в городе Лида. Чуть впереди корпуса Дохтурова, ближе к границе стоял 3-й кавалерийский корпус Палена (24 эскадрона, 12 орудий).

С переходом французами границы 12 (24) июня 1812 года оба корпуса получили приказ отходить на соединение с главными силами. Впереди двинулась пехота Дохтурова. Отход прикрывала кавалерия Палена.

Путь отхода 6-го пехотного и 3-го кавалерийского корпусов пересекала линия наступления дивизий корпуса Даву. Они шли от Немана на Минск, направленные против 2-й Западной армии Багратиона.

Корпусу Платова не удалось проскочить к своей армии. Он оказался прижат к Багратиону и какое-то время действовал вместе со 2-й армией. А вот Дохтуров и Пален ускоренными маршами (до 50 км в сутки) смогли проскочить и соединились с 1-й армией Баркалая в Свенцянах.

При отступлении отряд Дохтурова-Палена 17 (29) июня дал бой французам при Ошмянах. Строго говоря, бой вёл арьергард из корпуса Палена под командой полковника Крейца. Но в литературе часто пишут, что бой вел 6-й пехотный корпус. Нет, пехотные части корпуса в это время торопились к Свенцянам. Бой вела кавалерия.

В каких-то крупных делах до Смоленского сражения 6-й корпус не участвовал. Просто добросовестно проделал путь от Лиды к Свенцянам, от Свенцян к Дрисскому лагерю, от Дриссы к Полоцку, от Полоцка к Витебску и дальше к Смоленску. В этих переходах численность 6-го корпуса снизилась с 15 тысяч человек до 13 тысяч.

Наверняка среди потерь числились и дезертиры. Но вообще для XIX века норма – превосходство потерь от болезней над потерями в сражениях. А тут еще быстрые марши по летней жаре.

Но начиная со Смоленска 6-й корпус Дохтурова будет участвовать в больших делах и нести боевые потери.

Продолжение:

------

Все материалы рубрики "Русские полководцы":

Русские полководцы | Internetwar. Исторический журнал | Дзен