Найти в Дзене

Иван Павлов: «Врач лечит человека, а ветеринар – человечество»

Когда заходишь в губернскую аптеку по улице Колхозной в райцентре, то невольно обращаешь внимание на вывеску «Ветеринарная аптека», стеллажи с кормами, медицинскими препаратами и аксессуарами по уходу за четвероногими питомцами: кошками и собаками. Встречает на этом посту посетителей профессиональный ветеринарный врач Павел Николаевич Золотых. Он, как и добрый доктор Айболит, помогает крупным и не очень, живущим в комнате или загоне домашним питомцам стать здоровыми. Скучать мужчине не приходится, посетители идут сюда не только за покупками, но и за консультациями. Однажды стала свидетельницей разговора покупательницы и доктора. «Скажите, какой порошочек взять, чтобы курочки не кашляли?» Я удивилась, так как никогда не замечала этого явления: «Они умеют кашлять?». «И чихать тоже, и много всего другого», – улыбаясь, пояснил доктор и подал нужный препарат, объяснив, как его применять. У меня появилась уверенность в том, что специальность свою этот человек выбрал не из меркантильных поб

Когда заходишь в губернскую аптеку по улице Колхозной в райцентре, то невольно обращаешь внимание на вывеску «Ветеринарная аптека», стеллажи с кормами, медицинскими препаратами и аксессуарами по уходу за четвероногими питомцами: кошками и собаками. Встречает на этом посту посетителей профессиональный ветеринарный врач Павел Николаевич Золотых.

Он, как и добрый доктор Айболит, помогает крупным и не очень, живущим в комнате или загоне домашним питомцам стать здоровыми.

Скучать мужчине не приходится, посетители идут сюда не только за покупками, но и за консультациями. Однажды стала свидетельницей разговора покупательницы и доктора. «Скажите, какой порошочек взять, чтобы курочки не кашляли?» Я удивилась, так как никогда не замечала этого явления: «Они умеют кашлять?». «И чихать тоже, и много всего другого», – улыбаясь, пояснил доктор и подал нужный препарат, объяснив, как его применять. У меня появилась уверенность в том, что специальность свою этот человек выбрал не из меркантильных побуждений, а по зову сердца. О ней, по большому счету, и это интервью.

– Как получилось, что вы стали ветеринаром?

– Знаете, просто какая­то страсть была с самого детства. Тяга к тому, чтобы кого­то лечить, кому­то помогать, не зависимо от того, животное это или человек, – начал свой рассказ Павел Николаевич. – После окончания средней школы долго колебался, кого всё­таки стану лечить: людей или зверей. И чаша весов перевесила в пользу животных. Я, действительно, люблю животных, причём всех, но при выборе этой профессии мною двигала не привязанность к братьям нашим меньшим, а эдакий период романтизма: хотелось всех спасать, выручать, помогать именно тем, кто не может помочь себе сам. Мне всегда казалось, что это самое нужное, сложное и благородное дело на земле. Сначала была мысль податься спасать вообще всё живое. И если бы в то время в стране развивалось движение зелёных, я, наверное, стал самым ярым гринписовцем.

Да, имелась такая мечта – «исправить» мир. Потом такие мысли и идеи потихонечку пошли на спад. К середине моего обучения в Красноярском аграрном университете я был уже не романтиком, пришло осознание важности специальности ветеринарного доктора.

– С какими животными вам чаще приходилось работать?

– Когда заканчивал ветеринарный факультет, нас выпускали как специалистов сельскохозяйственного профиля: работа с коровами, свиньями, лошадьми, овцами, козами. Они в основном и были моими пациентами в течение восьми лет трудовой деятельности в каратузской ветстанции. Лекций по лечению собак и кошек в университете практически не было, максимум – факультативно, и то лишь самая общая информация. Сейчас будущим ветеринарам преподают отдельную дисциплину «Лечение животных­компаньонов». И даже появился предмет, который обучает общению врача и владельца братьев наших меньших. Раньше такого акцента не было, всем тонкостям общения нам приходилось учиться самим, на своём собственном опыте. Запомнились два случая лечения немецких овчарок. Однажды ставил капельницу взрослой особи, она взяла мою руку к себе в пасть и старалась не отпускать. Когда ей было больно, прижимала кисть зубами. Мне не было страшно, но и отойти от неё я не мог. А второй случай, наоборот, оставил не очень приятные впечатления. Двухмесячному щенку ставил прививки, и он меня запомнил. Спустя время пришла пора вводить очередную вакцину. К тому моменту из маленького неваляшки он уже превратился в серьезного пса. Увидев меня, даже хозяина к себе в вольер не подпустил, видимо, настолько ему эта процедура в детском возрасте не понравилась.

– А как происходит постановка диагноза животным?

– Специфика нашей профессии такова, что не всегда можно чётко определить и поставить диагноз. Приводят к тебе больного, и информация может быть самой противоречивой, иногда владелец не до конца честен. А доктор должен из всей этой «каши» составить картину заболевания животного.

Приходится выуживать сведения, иногда даже используя какие­то провокационные вопросы. Простой пример: варёные кости опасны для собак, потому что при высокой температуре в них образуется клейковина, которая в желудке сбивается в плотный комок. Вывести его из организма животного будет крайне сложно. Кроме того, когда кости проходят термическую обработку, их структура изменяется: они становятся более хрупкими, а их осколки – очень острыми. Кормление любыми костями, в том числе варёными, может привести к расстройствам пищеварения, травмам зубов и внутренних органов. Но владельцы порой скрывают, что делают это. А потом в разговоре оказывается, что после Нового года столько косточек было жалко выбрасывать, отдали собачке, а она, наверное, переела. Приходится сопоставлять то, что в разное время говорит владелец. Ветеринар – это в какой­то степени детектив. В этом и заключается наше искусство.

Прежде у ветеринаров не было такого разнообразия лекарственных препаратов, как и обилия доступной информации в интернете. Сейчас огромный арсенал медикаментов, профилактических средств, витаминов и кормов для животных. Поменялось и отношение людей к своим домашним любимцам. Стали больше о них заботиться. И это радует.

– А экзотические животные встречались у вас в практике?

– Однажды мне пришлось лечить необычного пациента – самца красноухой черепахи по кличке Скорый. На приём его принёс молодой хозяин, которого беспокоило, что у рептилии возникли припухлости вокруг ушных раковин. При осмотре питомца обнаружил асимметрию головы. Кроме того, животное вело себя беспокойно, пытаясь передними лапами почесать себе область в районе ушей, я поставил диагноз – отит. Заболевание серьезное, требующее комплексного лечения. Скорому почистили уши и назначили курс антибиотиков. А его владельцу порекомендовал создать для больного условия выздоровления: оптимальную температуру воды и воздуха, содержание в чистоте, правильный и разнообразный рацион.

При повторном посещении пресмыкающийся пациент выглядел уже гораздо лучше. Голова стала симметричной, а уши его явно не беспокоили, лапы не стремились чесать уши. И главное – Скорый наконец показал, почему его так назвали: он проявлял здоровую активность и очень резво перемещался по столу.

– А что нужно делать, чтобы животное не заболело?

– Здесь обязательна профилактика. Нужно регулярно прививать, сдавать кровь на анализ. Это, понимаете ли, и человеку безопасность обеспечит. Внимательно нужно к животному относиться, дарить ему заботу, ласку и любовь. Заметив изменения в поведении любимца, провести внимательный осмотр и сразу обратиться к ветеринару.

Нельзя животных очеловечивать, но вольно или невольно мы всё равно это делаем. Для нас собака или кошка – это друг: мы рядом с ним живём, спим, постоянно общаемся. Он, по сути дела, заполняет тот вакуум, который обычно вокруг всех нас образуется. Привязанность со стороны питомца – это такая безусловная любовь, которую трудно с чем­то другим сравнить. И люди это чувствуют. Мы можем быть плохими – а он всё равно нас любит, несмотря ни на что. Собаке или кошке абсолютно безразлично, какой у него хозяин и чего в социуме он добился.

Я люблю свою работу, несмотря на то, что она отнимает много сил и времени. Ведь самое главное в ней – это возможность прийти на помощь, спасти жизнь и вернуть здоровье живому существу.

«Врач лечит человека, а ветеринарный врач – человечество» – эти слова академика Ивана Павлова недаром стали крылатым выражением. Ветеринар – одна из самых благородных, гуманных профессий. Случайных людей здесь не бывает.

Елена Макеева