«НЕ ПЛАЧЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ». ЦЕНА, КОТОРУЮ МЫ ПЛАТИМ ЗА БЕСЧУВСТВИЕ
Абсолютный контроль над своими чувствами — разве не об этом мы все втайне мечтаем?
Стоять несокрушимой скалой под любыми ударами судьбы.
Не чувствовать душевной боли, не знать, что такое слабость и сомнения.
Превратиться в идеального, неуязвимого воина без страха и упрека.
Жить, отключив эмоции, — так соблазнительно практично:
можно вести дела с холодной расчетливостью: «Никаких сантиментов, только бизнес».
Руководствоваться одной лишь логикой и выстраивать идеальную жизнь. Поступать только «как надо» и «как правильно».
Выбрать престижный ВУЗ, создать брак с «подходящим» человеком, построить карьеру там, где солидный доход.
Но откуда тогда эта тихая, разъедающая тоска внутри?
Глухая пустота, которую не заполнить ни деньгами, ни статусом, ни внешним успехом…
Это вечное, ноющее чувство нехватки, какой-то фундаментальной обделённости и духовного голода.
Плата за бесчувствие катастрофически высока — ты получаешь лишь половину жизни.
Будто мир внезапно потерял все краски и звуки.
Раньше они были, а теперь — тишина и серость. Существовать можно. Но ощущение, что ты постоянно упускаешь что-то главное. Как если бы самая живая, настоящая часть тебя заснула вечным сном.
Решение «больше не чувствовать» приходит к нам в разном возрасте.
Кому-то — еще в детстве. Перестать ощущать, оцепенеть — становится для малыша единственным шансом выжить. Чтобы не сойти с ума от непереносимой боли и страха, он инстинктивно «выкручивает ручку громкости» своих эмоций до нуля. И часто так и оставляет ее в этом положении на всю оставшуюся жизнь. Ради иллюзии безопасности.
Повзрослев, такой человек не может насытиться жизнью.
Его ничто не радует по-настоящему. Он находится в вечном поиске, сам не зная, чего ищет. И лишь однажды осознав, в чем дело, начинает мучительно долгий путь назад — учиться заново радоваться, желать, чувствовать удовольствие, собирая по крупицам утраченную способность быть живым.
Решение заглушить боль, запрятать все переживания в самый дальний угол, приходит и во взрослом возрасте — как реакция на предательство, потерю, глубокое разочарование. «Я больше никогда!» Не позволю себе полюбить, не открою душу, не буду таким дураком. Хватит, слишком больно. Я знаю, что там — ад, и больше не сделаю ни шага.
И начинается жизнь в броне, в защитном скафандре, без права на малейшую эмоцию. Жизнь с оглушающей пустотой внутри.
Быть живым — это всегда риск и уязвимость.
— Мы до жути боимся своих чувств. Ведь они открывают нас миру, а значит, делают беззащитными.
— Мы изобретаем десятки уловок, лишь бы не встречаться с чувствами лицом к лицу, не проживать их полной грудью:
— Спасительное отвлечение. Броситься что-то делать, лишь бы не остаться наедине с собой. Неважно что — лишь бы занять каждую минуту.
— Не осознать, что именно поднялось из глубин души, а тут же рассеять внутреннюю бурю через суету. Это надежный способ избежать встречи с сильными переживаниями и отложить решение по-настоящему важных вопросов.
В обществе бытует миф: «Лучшее лекарство от тоски — быть постоянно занятой».
Многие люди впадают в настоящую зависимость от дел, неосознанно стремясь к тому, чтобы у них не оставалось ни секунды на «опасные» мысли и чувства.
— Заесть, запить, закурить. Мгновенно снять растущее напряжение, даже не дав себе шанса понять, что именно вызвало эту внезапную волну тревоги, которая накатила за мгновение до острого желания что-то «в себя запихнуть».
— Все виды зависимостей — от алкоголя до переедания — это, по сути, бегство от эмоций, которые мы отказываемся признавать и проживать. Автоматические способы «выпустить пар».
— Шопинг-терапия. «Проглотить» очередную «необходимую» покупку.
Ненадолго заглушить свой эмоциональный голод и «закормить» внутреннюю тревогу.
— Секс как наркотик.
В этом сценарии собственное тело или тело партнера становится просто объектом для манипуляций. Другой человек низводится до роли успокоительного средства, его личность не имеет значения.
— Найти того, к кому можно «прилипнуть».
Как ребенок ищет маму, которая будет о нем заботиться, так и взрослые люди ищут вовне этот материнский или отцовский объект. Они, словно птенцы в гнезде, постоянно ждут, что их накормят, согреют и решат их проблемы. А после — горькие упреки: «Почему он/она обо мне не заботится? Не любит?».
Сбросить стыд, страх и вину через агрессию.
— Вспышка гнева помогает мгновенно «выпустить пар», сбросить давление. Но проблема, из-за которой это напряжение возникло, никуда не девается. Вся энергия уходит в свисток.
Как тело поднимает температуру, чтобы сжечь инфекцию, так и психика нагнетает напряжение для решения задачи. Но вместо того, чтобы использовать эту силу по назначению, мы «сбиваем температуру» аспирином пустых действий, а «пар» выпускаем вхолостую. До следующего кризиса.
Систематическое игнорирование своих чувств приводит к тому, что человек становится глух к сигналам собственной психики. Он просто ощущает нарастающую тягу к таблеткам, еде, сигаретам.
Бывает, люди настолько отрезаны от себя, что не в силах услышать даже собственную тревогу. Им кажется, что все в порядке, «просто нервы шалят» или «захотелось сладенького». Они не слышат крика своей души, а потому не могут ничего изменить.
Наши эмоции — это не только работа психики, но и полномасштабная реакция тела. Каждое переживание отзывается конкретными ощущениями внутри.
Тело — полноценный участник процесса.
Глуша психику, мы заставляем тело выражать непрожитые эмоции в одиночку. Так рождается психосоматический симптом.
Если человек не позволяет себе чувствовать душой, ему придется чувствовать телом.
Любой психосоматический симптом — это не что иное, как вытесненная, «запрещенная» эмоция.
Постоянно повторяясь, они складываются в настоящие заболевания.
Врачи даже выделяют «чикагскую семерку» классических психосоматических болезней: гипертония, ишемическая болезнь сердца, астма, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертиреоз, диабет.
В их основе психологический фактор — ключевой. Но сегодня все больше специалистов сходятся во мнении: решение — болеть или быть здоровым — в огромной степени остается за самим человеком, за его готовностью встречаться с правдой о себе.
Но иногда психологическая защита настолько мощная, что человек не позволяет даже своему телу заболеть — хоть как-то отреагировать накопленное.
И тогда, по законам физики, происходит взрыв. Как в котле, крышку которого не просто закрыли, а заварили наглухо.
Внезапные инсульты и инфаркты у молодых, «смертельные» диагнозы на последней стадии у, казалось бы, здоровых людей — это всегда шок и недоумение.
Ценой бесчувствия в итоге может стать сама жизнь.
Видимо, мы созданы чувствующими не просто так. И эту нашу суть не вырезать, не отделить от нас. Это дар и проклятие нашей природы.
(по мотивам текстов Ирины Дыбовой)
ПОКА МЫ ЧУВСТВУЕМ — МЫ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЖИВЫ...
И хорошая новость в том, что способность чувствовать можно вернуть, а отношения со своими эмоциями — наладить.
Современные методы психотерапии, в частности, грамотный гипноз, позволяют мягко и экологично снизить уровень хронической тревоги, ослабить груз накопленного стресса и помочь психике «перезагрузиться», чтобы вновь научиться проживать эмоции без страха, возвращая себе полноту и яркость жизни.
Вы сами можете стабилизировать свою психику просто и доступно, оно того точно стоит!