Что здесь происходит и что осталось за кадром?
Новая подборка снимков из советского прошлого. Как всегда большой временной промежуток – от Сталина до Горбачева. Отдельные из представленных фотографий довольно необычные, а некоторые настолько редкие, что их не найти в интернете.
Цирковая звезда
Украинская ССР, город Львов
1950-е гг.
Прославленный советский дрессировщик, будущий Народный артист СССР, представитель всем известной цирковой династии, Владимир Григорьевич Дуров (1909-1972) вывел своего артиста на улицы города, куда прибыл с гастролями.
Вообще-то, бегемоты – одни из самых опасных африканских зверей, но только когда они находятся в естественной среде обитания. Выросшие в неволе, да еще и воспитанные дрессировщиками, они привыкли к большим скоплениям людей и готовы проявлять свой «артистический талант» в любой момент времени.
Владимир Григорьевич, как и другие Дуровы, работал с разными животными, даже с птицами, бегемоты были лишь одними из многочисленных артистов его циркового шоу.
Где делали коляски?
Мурманская область, город Мурманск
1985 год
В цехах ныне несуществующего завода «Металлист». Предприятие было создано в 1956 году, как кроватно-механическая мастерская. И производство металлических кроватей, а также гвоздей и метизов, было главным направлением деятельности завода в советское время.
А заодно выпускались и другие металлоизделия, в частности детские коляски, как на фото.
Самое лучшее детство
Свердловская область, город Свердловск (с 1991 – Екатеринбург)
1970-е или 1980-е гг.
В производственных цехах Свердловской фабрики игрушек.
Предприятие создано в 1956 году путем объединения нескольких артелей, изготавливавших новогодние сувениры. Так возникло одно из трех направлений деятельности фабрики – производство елочных игрушек и украшений, масок, фигурок Дедов Морозов и Снегурочек.
Вторым важным направлением стало массовое производство мягкой игрушки. Но наибольшую известность уральская фабрика получила за свои куклы, которые были главной продукцией предприятия.
Нашел данные за 1976 год: Свердловская фабрика игрушек выполнила план и выпустила в продажу 2 млн. мягконабивных игрушек в 52 модельных наименований.
Проблемы на фабрике начались в 90-е. Конкуренции с дешевым китайским ширпотребом уральские производители не выдержали и в 2007 закрылись.
Рожденный ползать…
Московская область, Химкинский район
Июнь 1969 года
Погрузка автомобиля «Волга» ГАЗ-21 в грузовой отсек транспортного самолета Ан-26 в аэропорту Шереметьево. Правда, по бумагам, это еще не полноценный самолет, а второй предсерийный прототип, отправляющийся на самый главный мировой авиасалон в аэропорту Ле-Бурже под Парижем.
После показа во Франции, в августе 1969-го, на Киевском авиационном заводе выпустили первый серийный экземпляр АН-26,но массовое производство данной модели началось лишь год спустя. Всего с 1969 по 1986 гг. на заводах в Киеве и Улан-Удэ были выпущены 1400 самолетов данной марки.
А лайнер, что на фото, после распада СССР, оказался в Украине. В 2004 году его установили в виде памятника на территории Национального авиационного университета в Киеве.
Бесстрашные советские дети
Мурманская область, поселок Африканда (тогда в составе Кировского района, сегодня является частью города атомщиков Полярные Зори)
1950-е гг.
Ученик красит баскетбольный щит на школьной спортплощадке. Никакой техники безопасности. Да, и учителя, которые поручили ему покраску, нисколько не волнуются.
В поселке со странным для Русского Севера названием в те годы проживает примерно 3 тыс. человек. Жители заняты в добыче редкоземельных металлов (рядом осваивается титановое месторождение) и в железнодорожной отрасли.
Сегодня в Африканде проживает ровно в два раза меньше людей – 1,5 тыс.
Что в продаже?
Казахская ССР, город Алма-Ата
Вторая половина 1970-х гг.
Типичный продуктовый магазин в центральной части казахской столицы. В отличие от современных торговых точек – слишком много свободного места. Что понятно, и ассортимент тогда был поскромнее, и на площадях государственная советская торговля не старалась экономить.
А кто разглядел, что продают в магазине?
Они были первыми
Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре
1982 год
Главная транспортная артерия города – проспект Первостроителей, протяженностью в 3,4 км, украшен в честь предстоящего юбилея.
Ровно 50 лет прошло с момента, когда 10 мая 1932 года в глухое таежное село Пермское с тремя сотнями жителей, по реке Амур, прибыли пароходы с комсомольскими бригадами. Нескольким тысячам юношей и девушек суждено было стать основателями и первыми строителями нового промышленного центра на тогда немноголюдном Дальнем Востоке.
Об этих людях в СССР снимали кино – например, фильм «Комсомольск» (1938) от Сергея Герасимова или семисерийный телесериал «Мужество» (1981), где романтических и героических комсомольцев сыграли Наталья Андрейченко, Александр Галибин, Елена Драпеко, Ирина Алфёрова и др.
Город, получивший название в честь первопроходцев, построили буквально с нуля. Соединили с Большей Землей стальными магистралями и превратили в важный железнодорожный узел. В год, когда сделана фотография, здесь проживает 278 тысяч человек. К моменту распада СССР эта цифра вырастет до 319 тысяч. Сегодня остались 233 тыс. жителей.
Вот так, кстати, выглядело село Пермское-на Амуре в 1932-м году, накануне прибытия комсомольских бригад.
Но в советские годы пропаганда о многом умалчивала. Тех самых комсомольцев-добровольцев, несмотря на весь их самоотверженный подвиг, прибыло слишком мало, чтобы возвести в богом забытом месте огромный город. Уже через год, в 1933-м, потребовались новые рабочие руки, причем в десятки раз больше имеющихся.
Настоящими строителями города стали безымянные заключенные ГУЛАГа и военнослужащие строительных батальонов Красной Армии, которых направляли сюда, не спрашивая желания.
И даже проспект Первостроителей, который изначально назывался Красным, потом Амурским и обрел свое современное название лишь в 1975 году, начинали строить в конце 40-х гг. именно заключенные.
И возвращаясь к фото проспекта Первостроителей – все обратили внимание на количество машин на одной из самых оживленных магистралей?
А ниже на снимке 1967-го года жители города празднуют 35-летний день рождения Города Юности – так еще называют Комсомольск-на-Амуре.
На фото юные велосипедисты в составе праздничной манифестации на центральной городской улице - проспекте Ленина.
В 1967 году здесь проживает 209 тыс. человек.
Советская идиллия
Московская область, город Химки
1988 год
Сцена на детской площадке в новом жилом микрорайоне, которую запечатлел американский турист.
Девочка явно недовольно вниманием постороннего дяденьки…
Герои БАМа
Бурятская АССР, Северо-Байкальский район, станция Дабан
28 октября 1978 года
Первый поезд прибывает на только что проложенный в горной местности железнодорожный разъезд Даван (Дабан), который через три года будет преобразован в железнодорожную станцию Дабан. Сегодня она расположена на 1014-м км Байкало-Амурской магистрали. В качестве почетных пассажиров на снимке – сами участники всенародной стройки века.
Сначала, в 1974-м, на этом месте появился поселок строителей, которые возводили первый Байкальский туннель. В начале 80-х на смену строителям пришли железнодорожники. Постоянного населения на станции нет.
Лечение солнцем
Украинская ССР, Крымская область, город Ялта
Середина 1980-х гг.
Лечебный пляж Ялтинской городской поликлиники. Снимок из рекламного фотоальбома «Ялта», изданного в 1987 году.
Обычно лечебные пляжи, на которых можно было не просто валяться и купаться, а выполнять специально подобранные лечебно-профилактические процедуры под присмотром медицинского персонала, функционировали при санаториях. Но в Ялте даже пациентов обычной поликлиники лечили с помощью свежего воздуха, солнце и моря.