Найти в Дзене

ОКБ «Мотор»: 70 лет успеха в разработке и сопровождении производства авиадвигателей

За свою историю коллектив уфимского опытно-конструкторского бюро «Мотор», которое входит в состав предприятия ОДК-УМПО, передал в серийное производство более 20 двигателей для авиационной техники. Сегодня ОКБ «Мотор» активно участвует в разработке и конструкторском сопровождении серийного выпуска деталей и узлов газотурбинных двигателей, в том числе новейших. Об истории и прорывных проектах опытно-конструкторского бюро читайте в нашем материале. История ОКБ «Мотор» началась 26 сентября 1955 года, когда было создано Опытно-конструкторское бюро № 26 Министерства авиационной промышленности СССР. Организацию ОКБ деятельно поддержал легендарный директор уфимского завода № 26 Михаил Ферин. По его распоряжению в ОКБ передали два испытательных стенда, производственный корпус, здание конструкторского и экспериментально-исследовательского отделов, а также механические и сборочный цехи. В штат ОКБ вошли более ста квалифицированных специалистов различного профиля. Первоочередной задачей ОКБ было
Оглавление

За свою историю коллектив уфимского опытно-конструкторского бюро «Мотор», которое входит в состав предприятия ОДК-УМПО, передал в серийное производство более 20 двигателей для авиационной техники.

Конструкторы в зале опытно-конструкторского бюро «Мотор» © ОДК
Конструкторы в зале опытно-конструкторского бюро «Мотор» © ОДК

Сегодня ОКБ «Мотор» активно участвует в разработке и конструкторском сопровождении серийного выпуска деталей и узлов газотурбинных двигателей, в том числе новейших.

Об истории и прорывных проектах опытно-конструкторского бюро читайте в нашем материале.

Создание ОКБ и работа над двигателем РД-9Б

История ОКБ «Мотор» началась 26 сентября 1955 года, когда было создано Опытно-конструкторское бюро № 26 Министерства авиационной промышленности СССР. Организацию ОКБ деятельно поддержал легендарный директор уфимского завода № 26 Михаил Ферин. По его распоряжению в ОКБ передали два испытательных стенда, производственный корпус, здание конструкторского и экспериментально-исследовательского отделов, а также механические и сборочный цехи. В штат ОКБ вошли более ста квалифицированных специалистов различного профиля.

Авиадвигатель РД-9Б в зале музея ОДК-УМПО © ОДК
Авиадвигатель РД-9Б в зале музея ОДК-УМПО © ОДК

Первоочередной задачей ОКБ было руководство процессом серийного производства и эксплуатации двигателя РД-9Б для первого советского серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19. Авиадвигатель РД-9Б разработали под руководством конструктора Александра Микулина производили на уфимском заводе № 26. Он отличался от моторов, выпускаемых заводом ранее, новым уровнем удельных параметров, температурных и силовых нагрузок, повышенными требованиями к точности выполнения деталей и узлов.

Двигатель Р11Ф-300 в музее ОДК-УМПО © ОДК
Двигатель Р11Ф-300 в музее ОДК-УМПО © ОДК

В 1950-е – 1960-е годы коллектив ОКБ работал над двигателями для самолетов конструкции Артема Микояна, Александра Яковлева, Павла Сухого и короткоресурсными двигателями для авиационной техники конструкции Семена Лавочкина, Андрея Туполева, Георгия Бериева. Коллектив ОКБ внес существенный вклад в развитие советской турбореактивной авиации.

Следующими масштабными задачами уфимского ОКБ в связке с серийным заводом стали конструкторское сопровождение и доводка авиадвигателя Р11Ф-300. Развитием этой темы была работа над двигателями, созданными на основе Р11Ф-300 – такими, как Р13-300, Р13Ф-300. В 1970-е годы на основе Р13-300 под руководством главного конструктора уфимского ОКБ Сергея Алексеевича Гаврилова был разработан двигатель Р-95Ш для самолета-штурмовика Су-25.

Сергей Гаврилов – создатель конструкторской школы ОКБ «Мотор»

В сентябре 2025 года ОКБ «Мотор» отмечает еще одну дату – 111 лет со дня рождения доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, конструктора Сергея Алексеевича Гаврилова, который стоял у истоков создания ОКБ и возглавил его в 1962 году. Свой путь в двигателестроении Сергей Гаврилов начал в 1934 году, после окончания Рыбинского авиационного техникума, техником-конструктором Рыбинского моторного завода № 26. В 1940 году Гаврилов с отличием окончил Рыбинский авиационный институт. После начала Великой Отечественной войны вместе с Рыбинским заводом Сергей Гаврилов был эвакуирован в Уфу, где назначен руководителем конструкторской группы серийного конструкторского бюро завода № 26. В 1943 году он стал заместителем начальника, затем – начальником СКБ завода. Бесценный опыт ему дала совместная работа с выдающимся конструктором Владимиром Климовым.

С 1949 по 1955 год Сергей Алексеевич возглавлял работы по конструкторскому обеспечению производства авиадвигателей РД-45Ф, ВК-1 и ВК-1А. Эти годы стали временем становления Гаврилова как конструктора.

В конструкторском зале ОКБ «Мотор» в 1980-е гг. © ОДК
В конструкторском зале ОКБ «Мотор» в 1980-е гг. © ОДК

В 1962 году Сергей Гаврилов стал главным конструктором ОКБ-26. За более чем два десятилетия под его руководством были спроектированы и прошли доводку более 20 авиационных двигателей, из которых 14 выпускались серийно на Уфимском моторостроительном заводе.

Сергей Гаврилов отличался высокой требовательностью к себе и подчиненным, исключительной ответственностью в отношении к задачам, порученным его коллективу. Работа под его руководством всегда шла в тесном сотрудничестве с научными коллективами отраслевых институтов.

Работа в цехах ОКБ «Мотор», 1968 год © ОДК
Работа в цехах ОКБ «Мотор», 1968 год © ОДК

Сергей Алексеевич всегда подчеркивал важность постоянной научной деятельности для развития двигателестроения. В течение пяти лет он возглавлял кафедру конструкции авиационных двигателей Уфимского авиационного института. За годы его руководства в ОКБ был сформирован высокопрофессиональный творческий коллектив, способный разрабатывать и сопровождать серийное производство самых сложных авиационных двигателей.

ОКБ «Мотор» сегодня: участие в разработке нового авиадвигателя ПД-14, научные достижения и взгляд в будущее

Новый российский авиадвигатель пятого поколения ПД-14, в разработке которого принимали участие специалисты ОКБ «Мотор» © ОДК
Новый российский авиадвигатель пятого поколения ПД-14, в разработке которого принимали участие специалисты ОКБ «Мотор» © ОДК

В 1984 году за большой вклад в создание, проведение испытаний и освоение серийного производства специальной техники Уфимское конструкторское бюро машиностроения было удостоено ордена Трудового Красного Знамени. С 2017 года ОКБ «Мотор» работает в составе ОДК-УМПО.

Сегодня ОКБ «Мотор» продолжает успешно решать задачи по разработке и конструкторскому сопровождению авиационной техники, наземных энергоустановок и стендового оборудования. Среди основных направлений — выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке деталей и узлов газотурбинных двигателей, экспериментальные работы по повышению прочности и увеличению ресурса изделий.

Специалисты ОКБ «Мотор» приняли активное участие в создании нового отечественного авиадвигателя пятого поколения ПД-14 для среднемагистральных пассажирских самолетов, который серийно выпускается в широкой кооперации предприятий ОДК. Именно в ОКБ «Мотор» впервые в России разработали шестиступенчатую турбину низкого давления авиадвигателя ПД-14.

Студенты «Крыльев Ростеха» выполняют проектно-конструкторские работы в ОКБ «Мотор» © ОДК
Студенты «Крыльев Ростеха» выполняют проектно-конструкторские работы в ОКБ «Мотор» © ОДК

Сотрудники ОКБ «Мотор» ведут активную научную и конструкторскую деятельность, регулярно принимают участие в отраслевых выставках и салонах и удостаиваются профессиональных наград. Среди последних разработок –устройство для локализации оборвавшейся лопатки вентилятора, новая конструкция входного направляющего аппарата компрессора, инновационный способ охлаждения рабочих лопаток турбины, устройство воздухоподготовки для очистки воздуха перед подачей на компрессор (для испытательных стендов). За эти и другие разработки специалисты ОКБ «Мотор» удостоены медалей на Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международном салоне изобретений и новых технологий «Новое время».

Студенты «Крыльев Ростеха» в ОКБ «Мотор»
Студенты «Крыльев Ростеха» в ОКБ «Мотор»

Сотрудники ОКБ «Мотор» также ведут подготовку нового поколения инженеров-конструкторов образовательно-профессионального трека «Крылья Ростеха» в ОДК-УМПО совместно с Уфимским университетом науки и технологий. Под руководством опытных специалистов ОКБ студенты выполняют проектно-конструкторские работы, участвуют в создании 3D-моделей деталей и узлов газотурбинных двигателей.