Найти в Дзене
ONTO

10 практик стоиков

Луций Анней Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель
Луций Анней Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель

В заметке «Каким стоики представляли мир» я постарался собрать ключевые блоки мировоззрения стоиков. Вполне очевидно, что рационализм стоиков вывел из такого представления о мире вполне конкретные практики, которые, по их мнению, помогали двигаться к «жизни в согласии с божественной природой», проявляющейся, в том числе и как наша собственная разумная природа.

Также вполне очевидно, что большая часть этих практик прошла хорошую проверку на прочность, так как применялась людьми, жившими в весьма сложных условиях — от Эпиктета, который был рабом, до Сенеки и императора Марка Аврелия, вынужденных преодолевать все сложности светской придворной жизни.

10 ПРАКТИК СТОИКОВ

1. Дихотомия контроля
Чёткое разделение всего в мире на зависящее от нас (наши суждения, цели, реакции) и независящее (мнения других, прошлое, погода). Фокус усилий — только на первом.

«Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом, всё, что является нашим собственным делом»
(Эпиктет, «Руководство»).

Связь с мировоззрением: Прямо вытекает из учения о причинности и Логосе. Мир предопределён (судьба), но твой внутренний разум (гегемоникон) — частица этого Логоса и потому свободен в своих суждениях. Это твоя единственная неприкосновенная территория.

2. Вечерний самоанализ
Ежевечерний разбор дня. Сенека задавал себе вопросы: «Какой свой порок я сегодня исцелил? С чем боролся? В чём стал лучше?». Цель — не самобичевание, а трезвый отчёт и настройка на завтра.

«Сон я встречаю в таком состоянии, что могу сказать: «Я жил сегодня». Я завершил путь, который назначен природе»
(Сенека, «О гневе», III, 36).

Связь с мировоззрением: Основана на идее, что добродетель — это навык, требующий ежедневной тренировки, как ремесло. Жизнь в согласии с природой (Логосом) требует постоянной проверки соответствия ей.

3. Предвосхищение проблем (Premeditatio Malorum)
Мысленное проживание потенциальных негативных событий (потери имущества, болезни, смерти близких). Не для паранойи, а чтобы уменьшить страх перед ними и научиться ценить настоящее.

«Ты можешь не верить мне, но я скажу: хочешь перестать бояться — представь, что то, чего ты боишься, обязательно случится. Иди навстречу всем несчастьям, и тебе станет легче»
(Сенека, «Письма к Луцилию», XXIV).

Связь с мировоззрением: Вытекает из цикличности мира (экпиросис) и его непостоянства. Всё, что имеет начало, будет иметь конец. Принятие этого — часть принятия природы вещей.

4. Добровольное лишение (аскеза)
Временный сознательный отказ от комфорта (простая пища, холодный душ, минимализм в быту). Цель — доказать себе, что для счастья нужно минимум, и обрести независимость от внешних благ.

«Периодически живи как бедняк, чтобы научиться жить как богач»
(Сенека, «Письма к Луцилию», XVIII).

Связь с мировоззрением: Проистекает из учения о «безразличных» вещах. Здоровье и богатство — предпочтительны, но не являются благом. Практика подтверждает это на опыте.

5. Взгляд сверху
В моменты стресса мысленно подняться над ситуацией, увидеть её в масштабах города, Земли, космоса. Увидеть ничтожность проблемы и свою связь со всем человечеством.

«Чаще взирай на звёздное небо… Общение с небом преображает твой образ жизни, избавляя от всего мелкого и земного»
(Марк Аврелий, «Размышления», VII, 47).

Связь с мировоззрением: Основана на концепции «симпатии» (всеобщей взаимосвязи) и космополитизма. Ты — часть единого целого, и твои проблемы — малая часть великого целого.

6. Следование образцу (подражание мудрецу)
В сложной ситуации спрашивать себя: «А как бы поступил на моём месте Сократ, Катон или Зенон?». Использование морального примера как ориентира.

«Пусть у тебя всегда будут на глазах мудрец, как у тебя бывает возлюбленный. Живи так, как будто он на тебя смотрит»
(Сенека, «Письма к Луцилию», XI).

Связь с мировоззрением: Добродетель — это навык, который развивается через подражание. Мудрец — это воплощение человеческого Логоса, живущее в полной гармонии с божественной природой.

7. Помнить о скоротечности (Memento Mori)
Постоянное напоминание себе о собственной смертности. Не для пессимизма, а как стимул ценить каждый момент и жить осмысленно прямо сейчас.

«Так и поступай в жизни: когда целуешь ребенка, когда беседуешь с другом, когда наслаждаешься покоем, — говори себе: «Я могу лишиться этого в любой миг»»
(Эпиктет, по свидетельству Арриана).

Связь с мировоззрением: Прямое следствие материализма и цикличности. Твоя жизнь и тело — временные формы, которые Логос дал тебе в пользование. Смерть — естественное возвращение.

8. Объективное бесстрастное описание
Столкнувшись с неприятностью (например, оскорбление), описывать её максимально объективно, без эмоциональных оценок. Не «он меня оскорбил!», а «он произнёс набор звуков, означающих то-то и то-то».

«Пусть тебе представляется всякий предмет в его истинном виде… И тогда ты увидишь его без всяких прибавлений, каков он сам по себе, голый, цельный и неискажённый»
(Марк Аврелий, «Размышления», XII, 10).

Связь с мировоззрением: Основана на теории восприятия. Страсть рождается из ложного суждения. «Голый» факт сам по себе не несёт зла — его привносит наш разум.

9. Принятие судьбы (Amor Fati)
Активное, творческое принятие всего, что преподносит жизнь, как необходимого и полезного материала для упражнения в добродетели. Не «терплю», а «принимаю и использую».

«Пусть всё, что тебе угодно, случается со мной. Я готов ко всему, что согласно с твоей волей. Я не откажусь делать то, что тебе угодно»
(Эпиктет, «Диатрибы», II, 16, 42).

Связь с мировоззрением: Высшая форма проявления доверия к промыслу Логоса. Если всё в мире причинно-обусловлено и разумно, то и моя судьба — лучший материал для моей жизни.

10. Исполнение долга
Добросовестное исполнение своих социальных ролей (отца, гражданина, чиновника) не ради результата или славы, а потому что это твой долг перед человечеством и Логосом.

«Я должен идти на смерть не потому, что мне это приятно, а потому, что это мой долг. Я должен исполнить его, даже если весь мир будет против»
(Катон Младший, по свидетельству Плутарха).

Связь с мировоззрением: вытекает из концепции космополитизма. Каждый человек — гражданин мирового государства, и его задача — способствовать общему благу через свои роли.

Что мне близко у стоиков, так это связность и системность их философско-жизненной конструкции. Философия для большинства из них — это самое практичное занятие из существующих, так как именно оно помогает двигаться к целевой версии себя.

Также очень близка их убеждённость, что единственное, чем мы можем управлять, — это мы сами, а также то, что именно этот путь и есть главный путь развития.

* *

Подпишитесь на этот канал, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и участвовать в обсуждениях!

или присоединяйтесь к ONTO ACADEMY в Telegram