Автор: Hoomkeen
После смерти короля Теодориха III его верный майордом всех франков самостоятельно назначил королем Хлодвига IV - юношу, сына Теодориха. Никаких возражений такое самоуправство уже не вызвало - фигура короля, пусть и сакральная для народа и магнатов, не сулила его защитникам славы или богатства, так как короли больше не обладали армией или казной. Молодой Хлодвиг проживал в основном в Компьене, где подписывал хартии, присутствовал на судебных заседаниях, дарил монастырям земли и подтверждал привилегии, которые были пожалованы им его предками.
К этим годам франки фактически утратили власть над всеми племенными герцогствами, за исключением, может быть Бургундии. Да и то, Прованс в эти годы дрейфовал к независимости,а Аквитания после смерти партиция Феликса попала в руки Лупа, который, объединив Аквитанию с Васконией управлял этой огромной областью как совершенно независимый правитель.
Утрата юга, возможно и занимала мысли Пипина, но все свои усилия он направил на ближайших соседей - герцогство Алеманнов и королевство Фризов. Особенно интересно было подвинуть фризов - всё же выросшая за сытные годы торговля по северному морю давала хорошую прибыль, а деньги любому государству крайне необходимы.
Пипин пришел во всласть благодаря тому что он, как крупный землевладелец и глава крупного семейства мог выставить вместе со своими союзниками и родственниками армию больше, чем его враги. Однако то, что годилось для внутренних войн явно не хватало для атаки соседних государств. В итоге много усилий майордом прикладывал к тому, чтобы заставить всех магнатов выставлять по его призыву ополчение. В армию отправляли своих подданных и епископы - родственники Пипинидов. Таким образом переход под управление церковников у франков больше не защищал от призыва.
Военные приготовления Пипина вскоре позволили избавить франкское государство от возобновившихся было разбойничьих рейдов саксов, неугомонных разбойников с уже двухвековой историей.
Тем временем Хлодвиг IV, процарствовав четыре года заболел и умер, в возрасте семнадцати лет. На счастье у него был брат Хильдеберт III. Пипин, которому в это время было уже шестьдесят лет, назначил нового короля, и тот проведет всё своё правление в своем дворце на севере Нейстрии, заслужив у летописцев прозвище "Праведник". Хильдеберт не будет вмешиваться во внешнюю политику, в основном выступая защитником епископов перед майордомом и его сыновьями.
Тем временем подрастали и сыновья Пипина - старший, Дрого, был назначен герцогом Шампани. Если помните, до этого Шампанью руководил брат Пипина, Мартин. Герцогство занимало важное положение в землях франков и располагалось на плодородной равнине, обеспечивая пипинидам контроль над центром страны.
Второй сын Пипина - Гримоальд, был назначен майордомом Бургундии и Нейстрии.
Распределив детей на важные должности в государстве, Пипин начал череду военных походов против алеманнов и фризов. Алеманы, судя по всему, вновь признали владычество франков на правах герцогства и стали ждать, когда франки опять ослабнут во внутренних распрях. С фризами пришлось сражаться. Король Радбод не мог уступить центр северной торговли - город Дорестад. После разгрома фризов франки смогли всё таки вновь установить свою власть над городом. Как часть экспансии Пипин проводил христианизацию местного населения, и хотя фризы не оставили мысли вернуться в этого город, который они, как морская и торговая нация делали своей столицей, на севере установился временный мир. Для этого, в стиле Пипинидов, предпочитавших не вырезать сильных противников а привлекать их в свою семью, Гримоальд даже был женат на дочери Радбонда.
Население росло. Старые места расположения римских легионов вдоль рейна сохранили остатки кузниц и мастерских, и теперь тут ковались мечи и производилась ткань. С юга подвозили вино, с востока фризы, разведывая новые земли, везли янтарь, мёд и меха. Привозили кость, и местные мастера делали гребни. Рейнские мастера вспоминали как производить стекло. Соль, красители, рабы, охотничьи собаки, всё это отныне приносило в казну франков прибыль в виде серебряных монет, активно распространявшихся по варварской Европе.
Тем временем в 711 году умирает очередной король из династии Меровингов. На счастье, у него остался сын - Дагоберт III, которого Пипин назначает наследником. Двенадцатилетний король привычно садится на трон в своей загородной вилле-дворце, под охраной верной, доброй, но не подчиняющейся королю стражи.
А у стареющего майордома всех франков встает вопрос наследника - его старший сын Дрого умирает, оставив двух сыновей. Старший сын Дрого, как часто было в те годы, уходит в епископы, а второй становится герцогом Шампани, но не наследником Пипина.
Пипин Геристальский назначает своим наследником второго сына - Гримоальда "младшего". Рядом с Гримоальдом находится и жена Пипина, Плектруда, которая воспитывает внука - Теодоальда. Заметим, что имя внука подозрительно королевское.
Итак, наступает 714 год, Пипин, которому уже 79 лет, заболевает, и Гримоальд спешит к отцу, чтобы увидеть его, возможно, в последний раз. Около Льежа он останавливается, чтобы помолиться у могилы святого Ламберта, и встречает своего убийцу - фриза-язычника, которого предположительно подослал тесть Радбод.
У умирающего Пипина перед глазами наверное открылась картина потери всего, что почти столетие собирали Пипиниды. Его жена с трехлетним внуком требовала назначить Теодоальда наследником, совершенно не рефлексируя, что именно с назначения королей младенцев и правления бабок началось падение Меровингов. Второй внук был уже официально отстранен. Правда оставались ещё дети от конкубины, и старшему из них, Карлу, было уже 26 лет. Увы, поддавшись на уговоры, Пипин назначил своим наследником внука, оставив его на попечении бабушки, и в декабре умер, оставив страну в ожидании, кто же теперь будет реальным правителем.
Карла на всякий случай упекли в тюрьму.
Как женщины начнут править от лица малолетних уже майордомов, мы почитаем в продолжении.
вот что было до этого: История Европы 650-700гг
Наш телеграм-канал.