Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

«Книги украшают жизнь» Ричарда Докинза: магия научного текста

Сборник Ричарда Докинза «Книги украшают жизнь» я взялась читать потому, что хотела получить примеры качественной научной журналистики. Отчасти они в этой работе действительно есть, но эта часть довольно малая. В целом сборник «Книги украшают жизнь» - это коллекция высказываний Ричарда Докинза о науке. Высказывания имеют разную форму, но здесь в основном собраны предисловия к научным книгам коллег или интервью, которые брал сам Докинз или брали у него в разное время на научные темы. Напомню, что Ричард Докинз – весьма известный английский учёный-биолог, ярый последователь Дарвина и его теории эволюции. В «Книги украшают жизнь», собственно, довольно много место и отведено биологии и смежным с ней областям (например, психологии, изучающей речепорождение), теории эволюции и лично Дарвину как выдающемуся учёному и гению. Но почему я говорю, что сборник отчасти предоставляет примеры научной журналистики? Потому, что Докинз высказывает уже в предисловии и последовательно проводит через всю кн
Оглавление

Сборник Ричарда Докинза «Книги украшают жизнь» я взялась читать потому, что хотела получить примеры качественной научной журналистики.

Отчасти они в этой работе действительно есть, но эта часть довольно малая.

В целом сборник «Книги украшают жизнь» - это коллекция высказываний Ричарда Докинза о науке. Высказывания имеют разную форму, но здесь в основном собраны предисловия к научным книгам коллег или интервью, которые брал сам Докинз или брали у него в разное время на научные темы.

Напомню, что Ричард Докинз – весьма известный английский учёный-биолог, ярый последователь Дарвина и его теории эволюции. В «Книги украшают жизнь», собственно, довольно много место и отведено биологии и смежным с ней областям (например, психологии, изучающей речепорождение), теории эволюции и лично Дарвину как выдающемуся учёному и гению.

Но почему я говорю, что сборник отчасти предоставляет примеры научной журналистики? Потому, что Докинз высказывает уже в предисловии и последовательно проводит через всю книгу идею о том, что о науке надо писать интересно, разнообразно и увлекательно. Сухой научный жаргон автор ненавидит, а привычку затемнять смыслы пространными рассуждениями ненавидит и того пуще.

Действительно, прочитав этот сборник, убеждаешься в том, что научные книги должны зажигать (а лучше РАЗжигать уже имеющуюся) искру интереса к предмету, воспламенять учёного не хуже поэзии. Кстати, работу хорошего учёного, который к тому же может увлекательно рассказать о результатах своей работы, Докинз и уподобляет поэтическому вдохновению, вслед за чрезвычайно им уважаемым Питером Медаваром. Только поэзию учёный видит в стройной и доказательной теории, логическом выводе из череды фактов и прочих подобных вещах, традиционно считающихся от поэзии весьма далёкими.

Книга включает тексты Докинза от начала 2000 годов до совсем уж наших дней (если я правильно отметила, последние из высказанных мыслей относятся к 2022 году). Меня как филолога, само собой, в наибольшей степени в этом сборнике интересовал диалог со Стивеном Пинкером, тоже известным популяризатором науки, но в области психологии и психолингвистики. Но в сборнике ещё много всего интересного, кроме Пинкера. Тут и беседы о вере как не-антагонистке науки, и мысли об атеизме, и заметки о невежестве и образованности, и, само собой, очень много про эволюцию (помимо посвящённого этой теме отдельного раздела, ещё есть целые страницы об эволюции тут и там в других статьях сборника).

Единственное, чего в книге нет, - это концепция чтения. Если исходить их названия, Докинз должен был бы рассуждать о книгах и чтении с научной точки зрения. Но сборник вообще не об этом. Уже в предисловии автор отмечает, что слово «книги» он употреблял, подразумевая научную литературу в том смысле, в котором это выражение понимает научное сообщество. То есть примерно в академическом. Но, повторюсь, с точки зрения Ричарда Докинза, научные книги должна быть в первую очередь ладно написанными и увлекательными для пытливого ума. И, может быть. Самую малость поэтизировать жизнь, придавая природному хаосу строгую форму теории. И предисловия к ним тоже должны быть такими, что сам Докинз и показал на наглядных примерах, составивших этот сборник.

В завершение - традиционно несколько слов об издании.

Книга вышла в издательстве "Corpus" в 2025 году. Твёрдый переплёт, традиционная для "Корпуса" плотная серая бумага, 512 страниц, перевод Марии Елифёровой. 12+

***

На этом подборку завершаю и напоминаю, что у меня есть ещё Телеграм-канал:

Ариаднина нить | Книги

Там ежедневно выходят свежие анонсы книжных новинок (в сфере интеллектуальной прозы). Анонсирую не только переводную, но и русскоязычную литературу, а также нехудожественную. Иногда упоминаю и некоторых интересные новинки, выходящие на английском.

А ещё есть

Книжный клуб "Ариаднина нить"

Там мы читаем ключевые книги зарубежной литературы ХХ и XXI века. Книгу месяца выбираем общим голосованием. На сентябрь книгой месяца выбран роман "Гуд бай, Берлин" современного немецкого писателя Вольфганга Херндорфа. Обсуждать роман будем уже в это воскресенье, 28 сентября. А темой октября будет семейная история в романах. Ждём всех желающих присоединиться! Клуб работает по подписке. Подробности можно узнать на моём сайте "Ариаднина нить".

Ваша Ариаднина нить.