Найти в Дзене
TehnObzor

Маглев импульс – Почему Азия мчится вперёд, пока западные проекты сходят с рельсов

Оглавление

Представьте, что вы скользите на дальние расстояния со скоростью почти 640 км/ч в поезде, который бесшумно парит над путями. Никакого стука колёс, никаких толчков — лишь плавное, почти беззвучное движение. Это и есть реальность поездов на магнитной левитации, или маглев (от англ. magnetic levitation — «магнитная левитация»).

В то время как Япония и Китай уже бьют рекорды скорости и воплощают эту технологию в жизнь, Западные проекты всё ещё с трудом реализуют даже обычные высокоскоростные железные дороги. Но у всего есть свои причины.

Так как же на самом деле работает технология маглев? Почему Азия вырвалась в лидеры, в то время как страны Европы и Россия сохраняют нерешительность? И что это означает для будущего путешествий?

Читайте: Китай победил «туннельный удар» для поездов-маглевов со скоростью 600 км/ч

От поездов-пуль к магнитной левитации

Высокоскоростные железные дороги не новинка для Азии.

-2

Япония зажгла искру пламени в 1964 году, запустив легендарные поезда-пули Синкансэн (яп. 新幹線, «новая магистраль») — сеть скоростных ж/д линий и сами поезда. Они показали всему миру, что быстрые, безопасные и эффективные железнодорожные перевозки возможны.

В последние десятилетия Китай пошёл ещё дальше, построив крупнейшую в мире сеть высокоскоростных железных дорог. Сегодня на долю Китая приходится около двух третей всех высокоскоростных магистралей в мире, а его элегантные поезда курсируют со скоростью от 300 до 350 км в час.

Этот успех заложил основу для ещё большего скачка — магнитной левитации. В 2004 году Китай ошеломил мир, открыв шанхайскую линию маглев — первый в мире коммерческий поезд на магнитной подушке в регулярной эксплуатации.

Разработанный по немецкой технологии, поезд соединяет аэропорт Пудун с центром Шанхая, преодолевая 30-км маршрут всего за 7,5 минут. Достигая пиковой скорости 431 км/ч, он и сегодня остаётся самым быстрым коммерческим поездом в мире.

Тем временем Япония с 1970-х годов развивает собственную версию маглева. Проект сверхпроводящего маглева SCMaglev (Superconducting Maglev) уже установил мировой рекорд: в 2015 году экспериментальный поезд разогнался до 603 км/ч.

-3

Сейчас ведётся строительство линии, которая соединит Токио и Нагою и должна открыться в 2030-х годах. Когда она будет завершена, время в пути между двумя городами сократится со 100 до всего 40 минут.

Южная Корея также присоединилась к гонке, запустив небольшую городскую линию маглев в Инчхоне, но доминируют в этой области именно Китай и Япония.

Физика парящих поездов

В основе маглева лежит принцип магнетизма. Используя мощные электромагниты, поезда можно поднимать и приводить в движение, не касаясь путей.

-4

Это исключает сопротивление качению, обеспечивая одновременно скорость и плавность хода. Существуют две основные системы маглев:

  1. Электромагнитная подвеска (EMS): используется в шанхайской системе Transrapid. В поездах EMS электромагниты под вагоном притягивают его вверх к стальному путевому полотну. Воздушный зазор крошечный — всего 15 мм, а сложные датчики постоянно регулируют силу магнитов для поддержания стабильности. Эта система может левитировать даже в неподвижном состоянии.
  2. Электродинамическая подвеска (EDS): Японский SCMaglev использует другой подход. В нём применяются сверхпроводящие магниты, охлаждённые до криогенных температур. На низких скоростях поезд опирается на колёса, но по мере разгона свыше 150 км/ч магниты создают отталкивающие силы, которые поднимают состав примерно на 10 см над направляющим полотном. Сам путь функционирует как гигантский линейный двигатель, толкая поезд вперёд, словно волна сёрфера.
В обеих системах стабильность обеспечивается конструкцией магнитов и бортовыми системами управления.

Даже на скоростях около 480 км/ч поезда маглев остаются идеально выровненными. Демонстрация показала, как монета, поставленная на ребро на полу японского маглева во время высокоскоростной поездки, не упала.

Пассажирам маглев предлагает радикально новый опыт поездки. Поскольку колёса не касаются рельсов, привычный стук и вибрация исчезают. Ускорение плавное, повороты стабильны, а единственное значительное сопротивление создаёт воздух.

-5

Обслуживание также в некоторых аспектах проще. Из-за отсутствия изнашивающихся колёс и осей подвижной состав имеет меньше деталей, требующих замены. Однако затраты на инфраструктуру огромны, поскольку для маглева требуются совершенно новые путепроводы, а не модернизация существующих путей.

Азия против Запада: в чём причина отставания

В США флагманский проект высокоскоростной железной дороги, призванный соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско, увяз на долгие годы.

-6

Первоначальный бюджет в 33 млрд вырос до более чем 128 млрд. Строится лишь короткий участок в Центральной долине, который не будет введён в эксплуатацию до 2030-х годов.

Предлагаемая линия маглев между Вашингтоном и Балтимором, основанная на японской технологии SCMaglev, обещала 15-минутную поездку. Но в 2025 году правительство США фактически остановило экологическую экспертизу, оставив проект в подвешенном состоянии на неопределённый срок.

Британский проект High Speed 2 (HS2) столкнулся с похожими проблемами. Затраты выросли с £33 млрд до более чем £100 млрд, а северный участок был полностью отменён.

В Германии, несмотря на то что именно там изобрели маглев, нет ни одной действующей высокоскоростной линии — проект в аэропорту Мюнхена был отменён ещё в 2008 году. Почему такая разница? Лидерство Азии объясняется несколькими факторами.

Китай сделал высокоскоростные железные дороги национальным приоритетом, вложив в строительство сотни миллиардов. Япония, хоть и медленнее, десятилетиями стабильно инвестировала в исследования и разработки.
-7

Всё дело в политической воле и долгосрочном планировании. Кроме того, из-за высокой плотности населения азиатские мегаполисы создают огромный спрос на междугородние перевозки, что делает высокоскоростные проекты более экономически целесообразными.

Ещё она причина — культурные и промышленные приоритеты. И Китай, и Япония рассматривают высокоскоростные магистрали как стратегическую отрасль для мирового доминирования, стимулируя инновации и экспортный потенциал.

В отличие от них, США в значительной степени полагаются на авиаперелёты и автомобили, а Европа и Россия модернизирует существующие железные дороги, а не строит новые системы маглев.

Пределы технологии маглев

Несмотря на свою футуристическую привлекательность, маглев не так идеален, как кажется.

-8

Шанхайская линия, хоть и является рекордсменом, так и не была продлена из-за высокой стоимости — более 1 млрд долларов всего за 30 км — и опасений общественности по поводу шума и электромагнитных полей.

Большая часть китайской сети по-прежнему использует обычные высокоскоростные поезда, которые дешевле и универсальнее.

Японский проект SCMaglev также столкнулся с задержками: строительство замедлилось из-за экологических проблем, в частности, из-за влияния на грунтовые воды вдоль маршрута. Даже при всей приверженности страны проекту, участок Токио–Нагоя будет готов не ранее 2034 года.

Кроме того, маглев не может использовать существующую железнодорожную инфраструктуру, а это означает, что каждая новая линия требует абсолютно нового строительства — огромное финансовое препятствие.

Для многих стран модернизация быстрых поездов на стальных колёсах остаётся более практичным решением.

Взгляд в будущее

Несмотря на трудности, Азия не собирается сбавлять обороты.

-9

Китай экспериментирует с концепциями маглева в вакуумных трубах, которые могут позволить развить скорость свыше 600 км/ч. Япония планирует продлить свою линию SCMaglev от Токио до Осаки. К 2030-м годам пассажиры в Азии, возможно, будут регулярно путешествовать по земле со скоростью самолёта.

Для Запада урок очевиден. Одной лишь технологии недостаточно. Необходимы последовательное финансирование, политический консенсус, упрощённая процедура получения разрешений и доверие общества. Без этого даже самые передовые инженерные разработки так и останутся на бумаге.

Поезда маглев представляют собой передовое будущее наземного транспорта — быстрее, плавнее и тише всего, что было до них. Они показывают, как инженерные амбиции, подкреплённые политической волей и государственными инвестициями, могут преобразить мобильность.

Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram

Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU