В молодежной среде появляется новая, пугающая мода — «улыбка Джокера». Подростки разрезают уголки рта, чтобы сделать улыбку шире, а рот — крупнее. Им кажется, что это погоня за своеобразной эстетикой: выглядеть «милее», привлекательнее, выделиться из толпы.
Но если остановиться и всмотреться глубже, за этим трендом можно увидеть нечто большее, чем просто желание изменить внешность. Что на самом деле толкает молодых людей на такой радикальный шаг?
Маска хорошей девочки, вырезанная на лице
«Не ной», «Не жалуйся», «Ну-ка, улыбнись, что ты такая кислая?».
В фильме «Джокер» (2019) с Хоакином Фениксом мать главного героя, Артура Флека, с детства внушала ему что его миссия — «дарить людям смех и радость». Его буквально заставили играть роль, которая полностью противоречила его внутреннему миру. «Улыбайся и делай счастливое лицо».
Взрослым, которые сами не справляются со своими тяжелыми чувствами, бывает невыносимо видеть негативные эмоции ребенка. Детские слезы, гнев или печаль воспринимаются как упрек, как еще одна проблема, которую нужно срочно устранить. И самый простой способ — запретить ребенку чувствовать.
С детства Артур подвергался насилию и рос в атмосфере тотального пренебрежения. Его учили не доверять собственным чувствам и восприятию — классический сценарий дисфункциональной семьи. Его слова
«До недавнего времени меня никто вообще не замечал. Я вообще не знал существую ли я»
говорят о многом. И в первую очередь о тяжелейшей детской травме, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь.
В неблагополучных семьях ребенок быстро усваивает: чтобы меня любили (или хотя бы оставили в покое), я должен быть удобным, радостным, всегда улыбающимся.
Когда слезы, страх и одиночество под запретом, человек учится их прятать. Улыбка становится маской дружелюбия, которую носят не снимая. Сначала — чтобы маму не расстраивать. Потом — чтобы в коллективе приняли.
И в какой-то момент маска перестает быть просто поведением. Она буквально впечатывается в лицо. И человек уже сам не понимает, где он настоящий, а где эта вечно улыбчивая девочка- или мальчик-улыбака.
«Вы хотели, чтобы я улыбалась(-лся)? Получите. Навсегда».
«Улыбайся, потому что это запутывает людей»: Когда боль становится невыносимой
Фильм «Джокер»: Артур страдает от расстройства, заставляющего его неконтролируемо смеяться в моменты стресса и горя. Когда городское финансирование урезают, он лишается этой опоры, и его болезненное состояние вырывается наружу.
Первая сцена: Артур растягивает руками себе губы в улыбке. Оголяются зубы, а из глаз течет слеза, размазывая грим.
Это пронзительная метафора состояния «плачет, а рот улыбается», физическое проявление раскола между тем, что внутри, и тем, что снаружи. Его улыбка не имеет ничего общего с радостью, она пугает и сбивает с толку. Это символ безумия, протеста и агрессии, рожденной из невыносимой боли.
Шрам на лице подростка — это попытка запутать, шокировать, заставить других гадать, что у тебя на уме. Это не про эстетику. Это философия. Буквально воплощение принципа Джокера — использовать улыбку как щит от мира, который тебя не понимает.
В мире, где настоящие чувства были не важны, для некоторых физический изъян становится единственным способом закричать о своей боли так, чтобы его наконец заметили. Это отчаянная попытка стать видимым. Крик о помощи, который оставляет шрамы на всю жизнь. Когда твои слова ничего не значат, когда твои чувства обесценивают, ты ищешь другой способ коммуникации. Способ, который невозможно проигнорировать.
Цена «милой» улыбки: Джокер как символ травмы
Фильм «Джокер»: Символичной становится сцена, где Артур, совершив убийство в прямом эфире, размазывает кровь по своему лицу, рисуя ту самую улыбку Джокера.
Для Артура, человека-невидимки, которого всю жизнь игнорировали и унижали, это становится моментом триумфа. Он наконец-то получает то признание, которого отчаянно желал. Это жуткий символ: его признание рождается из чужой крови.
Для взрослого из дисфункциональной семьи «лекарством» от своего состояния часто служат его собственные силы: терпение, попытки быть идеальным, стремление всем угодить. Но когда эти ресурсы заканчиваются, когда сил носить маску больше нет, внутренняя боль может прорваться через такой страшный акт, как самоповреждение.
Когда подросток сегодня копирует этот образ скальпелем на своем лице, он совершает акт жестокости по отношению к себе. Эти шрамы — визуальное напоминание о том, что человек сломлен.
Только есть одно кардинальное отличие. Хаос и жестокость киношного Джокера были направлены на внешний мир. А здесь вся агрессия поворачивается внутрь. Подросток разрушает собственное лицо и тело. Он берет символ чужой боли и делает его своей, вполне реальной травмой.
Что же делать?
Путь к исцелению начинается с простого, но очень сложного шага — разрешения себе не улыбаться. Разрешения чувствовать все: грусть, злость, разочарование, страх.
Работа с последствиями дисфункционального детства — это долгий путь. Это как учиться заново ходить после долгой болезни. Но на этом пути вы можете обрести самое ценное — себя настоящего. Ваше истинное лицо, со всем спектром живых эмоций, гораздо прекраснее любой, даже самой широкой, искусственной улыбки. И вы имеете полное право его показать.
Если вам нужна помощь специалиста, вы всегда можете обратиться ко мне в Telegram: @elenapsyhelper или Whatsapp: +7(916) 519-55-73.
Ваш психологический помощник Елена Егоренкова
Автор: Елена Егоренкова
Психолог, ВДА травмы-детства созависимость
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru