Найти в Дзене

Лифт‑стендап в Калужском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана

Друзья, здравствуйте! Хотел кратко поделиться событиями прошедшей недели, но, видимо, помимо фанатичного инженера, во мне живёт ещё и журналист. Так что настраивайтесь на позитивную волну, и приятного чтения очередного лонгрида! В прошедшую пятницу, 19 сентября, я совершил автопробег в 500 км по российским дорогам, побывал в роли стендапера, пообщался со студентами Бауманки, посмотрел на ракету-носитель «Восток», задал вектор для дипломной работы и… давайте по порядку. Кто следит за нашими соцсетями, думаю, заметил активности, которые слабо ассоциируются с непосредственной деятельностью «КЛС» (экспертиза лифтового оборудования). На страницах блога и видеоканалах мелькают саммиты, институты, предприятия, студенты, выступления на разных площадках и т. д. На самом деле связь вполне прямая, и предлагаю сразу это обсудить, перед тем, как идти по сюжету. «КЛС» и я, в частности, как руководитель экспертной организации и лаборатории, пропускаем через себя огромный поток информации, связанной
Оглавление
Друзья, здравствуйте!
Хотел кратко поделиться событиями прошедшей недели, но, видимо, помимо фанатичного инженера, во мне живёт ещё и журналист. Так что настраивайтесь на позитивную волну, и приятного чтения очередного лонгрида!

В прошедшую пятницу, 19 сентября, я совершил автопробег в 500 км по российским дорогам, побывал в роли стендапера, пообщался со студентами Бауманки, посмотрел на ракету-носитель «Восток», задал вектор для дипломной работы и… давайте по порядку.

Это наше дело.

Кто следит за нашими соцсетями, думаю, заметил активности, которые слабо ассоциируются с непосредственной деятельностью «КЛС» (экспертиза лифтового оборудования). На страницах блога и видеоканалах мелькают саммиты, институты, предприятия, студенты, выступления на разных площадках и т. д. На самом деле связь вполне прямая, и предлагаю сразу это обсудить, перед тем, как идти по сюжету.

«КЛС» и я, в частности, как руководитель экспертной организации и лаборатории, пропускаем через себя огромный поток информации, связанной с неважным самочувствием лифтовой индустрии в России. О чём я говорю: одна из наших задач в рамках экспертиз – аналитика проблем с подъёмным оборудованием. И, как у истинных исследователей, наша мысль простирается далеко за рамки конкретных случаев. Из раза в раз, разматывая клубок последствий в виде вышедшего из строя подъёмного оборудования, понесённых собственниками убытков и, самое страшное, искалеченных судеб, мы приходим к довольно прозаичным выводам:

  • · Самая обычная коррупция или сговор не позволяют средствам, уплаченным жителями многоквартирных домов по платёжке, дойти до лифтовика, обслуживающего лифт в их доме. Как итог…
  • · Недостаток научной базы и квалификации у тех, кто производит подъёмное оборудование в России, не позволяет выдать конкурентный продукт, а, как показывает практика, ещё и надёжный и безопасный. Как итог…
  • · Драматически малое количество специалистов по подъёмным механизмам, которые покинули стены учебных учреждений, даже если разделить на процент тех, кто в принципе дошёл до работы по специальности, породило беспрецедентный кадровый голод. Теперь в наших домах большинство лифтов устанавливается гостями из Средней Азии, прошедшими обучение по YouTube. Как итог…
  • · Где-то сейчас студенты, сидящие на парах точно не представляют себе, что когда-то могут быть связаны с лифтами. Наша профессиональная сфера долго и упорно дискредитировала себя, сделавшись непривлекательной для юных горящих глаз. Как итог...

Как итог… я, коллеги-эксперты «КЛС», добрый десяток руководителей и компаний лифтовой сферы (в числе которых ГК «LIFT-IMPORT», «ПУЛЬС», «ТверьЛифтМаш», Panda Lift, «ПК Лифт», TKE, «КомбоЛифтСервис», ИЦ «НЕТЭЭЛ», «Реватор»), а также неравнодушные нашему делу энтузиасты (Костя Зосименко – ТГ-канал «Лифтовая Сфера», Олег Аксёнов – «ЛифтФорум»), преподаватели кафедры МАиРС НИУ МГСУ и даже студенты МГСУ (надеюсь, никого не забыл) собрались инициативной группой, заряженной на перемены в лифтовой отрасли России. Без всякой бюрократии и лишнего пафоса мы просто решили выступить по всем фронтам, где наши усилия могут привести к результату, и поддерживать друг друга на этом пути в светлое будущее лифтовой сферы (ладно, чуть пафоса всё же раздал).

Дорога в Калугу.

Ну вот. Возвращаясь к прошлой пятнице. Ранним утром (а кто-то и поздней ночью) наша большая лифтовая команда стартовала в путь – кто на поезде, кто на автобусе, кто на машине (я, например, решил махнуть маршрут за рулём) – и двинула в Калугу.

Несколькими днями ранее мы получили приглашение от кафедры МК9 «Подъёмно-транспортные системы» Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана выступить перед студентами старших курсов. Хм… Дайте подумать: старшекурсники, профильный факультет, Бауманка… Сомнений ехать не возникало – конечно, мы сразу откликнулись. А вот с каким материалом ехать – это уже другой вопрос!

Ранее мы уже проводили выступления перед студентами и всегда очень самокритично подходили к результатам, просматривая записи своих мероприятий. Задача ведь – зажечь искру в сердцах ребят, а не «задушить» информацией, превратив «внеклассное» мероприятие в ещё одну лекцию, которых им и так хватает. С такими мыслями мы все направлялись на встречу с бауманцами, параллельно правя программу встречи. Когда нас попросили придумать название встречи, кто-то с лёгкой руки назвал её «Лифты. Инженерный стендап». Это и привело нас к окончательной концепции: рассказывать о себе – о нас в профессии и наших наблюдениях, а чтобы лучше узнать аудиторию, развлечь их викториной и вопросами, в ответах на которые ребята проявят себя. Ну, раз всё решено, двигаем к кампусу.

Кампус.

«Был бы у меня такой кот, я, может, и не женился бы никогда», – задумчиво произносит папа Дяди Фёдора в мультике про Простоквашино.

«Был бы у меня такой кампус, я, может, до сих пор бы учился», – думаю я, пока нас встречают на парковке и провожают по территории до аудитории.

Завидно, конечно, молодости этих ребят, которым посчастливилось тут учиться, и одновременно радостно за то, что они растут в… я бы сказал – «атмосфере возможностей». Кому интересно – погуглите про калужский филиал Бауманки: впечатляет даже по фотографиям и цифрам.

Лифтовой стендап.

-3

Ну да ладно. Нужно сконцентрироваться на том, чтобы взращённые тут умы и таланты обрели перспективу за стенами своей альма-матер. Этим и займёмся.

Пожалуй, чтобы не слишком расходиться в словах и никого не обделить, кратко расскажу о каждом из спикеров и их выступлении ровно в порядке того, как они выступали.

Сергей Щелочков

-4

Наши «выступления» начали коллеги из «LIFT-IMPORT» – Сергей Щелочков открыл встречу и представил группу компаний. Рассказал о проектировании лифтов, монтаже, производстве. Похвастался проектами – от Шпицбергена до Сейшельских островов и Южно-Сахалинска. Затем Сергей показал ролик о компании и передал слово следующему спикеру, своему коллеге Станиславу.

Станислав Гресь

-5

Станислав Гресь рассказал о работе своего проектного бюро и своём пути в лифтостроении. Он пояснил, что проектирование лифтов – это не только работа за компьютером, но и выезды на объекты для обследований, взаимодействие с производителями и корректировка строительных заданий. Станислав привёл наглядные примеры: при замене или монтаже лифтов зачастую требуется реконструкция здания – например, пристройка лифтовой шахты снаружи здания и усиление конструкций. Он проиллюстрировал это реальными проектами с металлическими каркасами и даже с эскалатором в монолитном здании.

Артём Козлов

-6

Артём Козлов рассказывал о конструкторской деятельности на заводе «ПУЛЬС». Начав с личной истории (он с ранних курсов совмещал учёбу с работой инженером-конструктором), он подчеркнул значимость практических навыков и владения САПР (SolidWorks, Компас3D, Ansys и др.). Далее описал этапы изготовления лифта: после утверждения эскизного проекта закладываются закупки комплектующих, затем конструктор моделирует узлы в 3D и прорабатывает кинематику, а окончательные чертежи служат основой для запуска производства. Артём отметил, что даже при помощи 3D-моделирования без рабочих чертежей изделие не пойдёт в цех – этот шаг является критически важным.

Илья Кушаков

-7

Илья Кушаков рассказал о компании «ПК-Лифт», где он отвечает за монтаж лифтов. Он отметил, что лифтовая профессия часто передаётся по наследству – его отец тоже работал в этой области. Основное направление компании – монтаж (установка) лифтов, то есть всё, что спроектировали и произвели, они «засовывают в шахту» и сдают на проверку. Кроме того, Илья ведёт популярный лифтовой подкаст «ПК-Лифт», где обсуждаются все актуальные темы отрасли. Пригласил студентов посетить их экспозицию: упомянул официальный дилерский статус компании, выставочный центр в Москве и даже поездки на завод в Белоруссии, а также поощрял ребят задавать вопросы и интересоваться отраслью.

Антон Прудников

-8

Антон Прудников представил компанию Panda Lift для начала «взбодрив» аудиторию небольшой зарядкой. Он рассказал, что с 2013 г. Panda Lift разрабатывает и производит специальные несерийные гидравлические подъёмные механизмы. В компании около 150 человек, выпускается множество разных видов оборудования для промышленности, гражданского сектора, частных объектов и даже подъёмных платформ и парковочных систем. Антон подчеркнул медийность компании – у Panda Lift сотни видеороликов в интернете, многие из которых становятся вирусными благодаря креативным решениям в вертикальном транспорте. Он также отметил тесное сотрудничество с вузами (например, Бауманским): студенты делают курсовые работы на реальные задачи предприятия. В завершение он описал производственную базу Panda Lift (4–5 тыс. м²) и подчеркнул, что ключевые компоненты (цилиндры, насосные станции) разрабатываются и изготавливаются собственными силами завода, почти без внешнего аутсорса.

Михаил Шухрин

-9

Генеральный директор «Тверлифтмаш» Михаил Шухрин заговорил о вкладе лифтовой отрасли в развитие строительства и машиностроения. Он отметил, что с введением систем безопасности на пассажирских лифтах начался «рост вверх» зданий, что потребовало новых технологий и машин для их возведения. Михаил рассказал о лифтовой династии в своём роду и о задачах его компании. Например, в начале 2000-х они разработали недорогой грузовой подъёмник для супермаркетов (сначала гидравлический, потом электрический и ножничный). В 2016 г. Тверлифтмаш создал первый свой пассажирский лифт для зданий без подготовленной шахты: удалось установить оборудование с глубиной приямка всего 500 мм и верхним этажом 2,7 м, что ранее было невозможно. Михаил также поделился личным впечатлением: впервые увидел лифтовое устройство в машинном отделении в 7 лет и «навсегда увлёкся» этой техникой.

Михаил Степанов

-10

Профессор МГСУ Михаил Степанов представил свою лифтовую лабораторию. Он начал с похвалы: лабораторию в калужском филиале он считает одной из лучших, какие видел. По его словам, без возможности увидеть и «пощупать» оборудование на практике узкотехнический подход нельзя восполнить. Затем Михаил показал собравшимся лабораторные стенды: действующий двухэтажный макет лифта с прозрачной кабиной и частотным приводом, стенды с лебёдками, скоростными ограничителями и ловителями, а также учебный гидравлический лифт с инвертором. Он подчеркнул, что студенты выполняют лабораторные работы на этих стендах – проверяют характеристики, настраивают приводы и т. д. В заключение профессор сообщил, что кафедра заключила договоры с ведущими заводами лифтового комплекса (МЭЛ, КМЗ, «Метеорлифт» и др.), куда студенты ездят на практику. Успешные стажировки позволяют выпускникам сразу «вписаться» в коллектив: после учёбы некоторые начинают работать в конструкторских бюро по лифтам.

Алексей Лыков

-11

Ну и, собственно, ваш покорный слуга. В мою очередь как раз и настало время рассказать про нашу экспертную организацию «Контроль лифтовых систем» и о своём пути. Но затуманенные взгляды студентов как бы намекали – что ещё один блок серьёзных тем они сейчас не осилят. Да и время было к обеду… Ну что ж, интерактивная викторина!

Время в дороге до Калуги мы не теряли зря. На такой случай мы приготовили вопросы по истории и технологиям лифтов. Вместе со студентами узнали, что первые «лифты» придумали древние римляне (для подъёма гладиаторов), обсудили демонстрацию Элиша Отиса и его ранние ловители, поговорили о первом электрическом лифте в Москве (1901 г. в отеле «Националь»). Говорили о рекордах скорости лифтов: примерно 20 м/с (72 км/ч) достигают современные подъемники в испытательных башнях Китая. Потом я так увлёкся, что пошли даже ребусы и удивительные факты про лифты и эскалаторы.

В общем – хотел вовлечь студентов в обсуждение и оживить встречу, и получилось так, что я сам «загорелся» задачами викторины. Ну и не могу не отметить активных участников викторины: тех, кто отвечал и обсуждал вопросы и напрямую, и онлайн в нашем Telegram-канале. Ребята, вы супер! Всех запомнил и хочу анонсировать вам приглашение на новогодний корпоратив в Москве – для самых активных участников встречи. До встречи, ребята! Передаю микрофон дальше.

Дмитрий Мамотенко

-12

Директор органа по сертификации Дмитрий Мамотенко рассказал о своей работе по оценке лифтового оборудования на соответствие стандартам. Он пояснил, что прежде чем позволить серийно выпускать лифт, они анализируют техническую документацию и проводят испытания – например, проверяют работу гидравлических амортизаторов (буферов) при падении кабины и работу тормозов на эскалаторах. Если изделие не выдерживает тестов, сертификат не выдают, и производитель дорабатывает продукт. Дмитрий заметил, что на российский рынок выходит много зарубежного лифтового оборудования (Европа, Китай, Индия), но почти половина азиатского не соответствует нашим требованиям. При положительном результате испытаний сертификат выдается, и производитель может легально продавать свою продукцию. Кроме того, он объяснил практику ежегодного подтверждения безопасности: специалисты сертификационного органа ежегодно проверяют лифты на объектах. По его опыту, примерно в 20–30% случаев в Москве и области при проверке выявляются серьёзные несоответствия, и такие лифты останавливают до устранения проблем. Дмитрий призвал будущих специалистов строго следовать нормам и стандартам, чтобы повысить общую безопасность инфраструктуры.

Виталий Ирванёв и Алексей Баландин

-13

Выступление руководителей «КомбоЛифтСервис» прошло в формате диалога со студентами. Виталий и Алексей задавали аудитории вопросы: что входит в техническое обслуживание лифта, как часто оно проводится и какими документами это регулируется. Постепенно они подвели ребят к пониманию, что сервис и эксплуатация – это самый длинный этап в жизненном цикле лифта (25 лет и более). Были отмечены ключевые роли: диспетчер, механик, наладчик, снабженцы, кладовщики, инженеры по охране труда, бухгалтеры, юристы. Особое внимание уделили цепочке: заявка от жильца → диспетчер → механик → мастер-наладчик → поставка запчастей. Для наглядности показали видео о работе компании. Итог: обслуживание лифтов – это сложный командный процесс, требующий множества специалистов на протяжении всего срока службы оборудования.

Сергей Быков

-14

Наконец, Сергей, представитель компании TKE (бывший ThyssenKrupp Elevator), сделал философский вывод о современной лифтовой отрасли. Он вспомнил, как во время учебной практики в «Мослифта» ему приходилось убирать крыс из машинного отделения и как отчаянно он хотел бросить профессию. Однако позже, работая на крупном проекте швейцарской компании, Сергей убедился, что лифты превратились в интеллектуальные системы: в современном «умном доме» по идентификации человека системой через смартфон лифт сам открывает двери, вызывает парковку и оптимально распределяет маршрут. Он подробно рассказал, как, например, в Москва-Сити лифты вообще не имеют кнопок – они анализируют данные пользователей (карты, телефоны) и заранее оптимизируют маршрут, что значительно повышает пропускную способность комплекса. Выступление Сергея подчеркнуло растущую роль цифровых и интегрированных технологий в лифтовом хозяйстве.

Иван Бобов

-15

Студент 5-го курса МГСУ Иван Бобов подготовил целый фильм, снятый в стенах МГСУ и на объектах своей работы. После презентации видео, Иван рассказал студентам Бауманки о собственном опыте совмещения учёбы и работы. Он признался, что раньше считал лифты «просто тележкой в шахте», но после начала стажировки в ИЦ «Контроль лифтовых систем» оценил множество возможностей отрасли. Иван отметил, что для разносторонне подготовленных студентов лифтовая сфера открывает множество направлений: проектирование, конструирование, маркетинг, производство, монтаж, обслуживание, экспертизу и др. Он предупреждал сверстников об ошибке тратить время на низкооплачиваемые подработки, предлагая сразу идти работать по специальности, чтобы набрать опыт и получить достойную зарплату. По его словам, практика во время учёбы ускоряет превращение студента в полноценного специалиста, и переход к работе после университета проходит плавнее. Особенно он подчеркнул, что на встречу пришли именно руководители крупных компаний – они заинтересованы в молодых кадрах и рассказали, куда можно направить свои таланты.

Дмитрий Густов

-16

Дмитрий Густов, преподаватель МГСУ, подытожил событие взглядом «сверху». Он поблагодарил профессиональное сообщество за восстановление тесных связей с вузами и напомнил, что встречи студентов и индустрии должны стать регулярными. Дмитрий подчеркнул, что совместные площадки открывают единое профессиональное пространство, где студенты из разных вузов и курсов могут обмениваться опытом и идеями. Он призвал ребят участвовать в студенческих олимпиадах и межвузовских конференциях – это ещё одна возможность узнать новое и пополнить багаж знаний. В целом, его выступление оценило встречу как полезный шаг на пути интеграции образования и производства в лифтовой отрасли.

После стендапа.

Ну вот и всё. Фотографии со студентами и преподавателями. Общение с ребятами, остающимися после, – нужно получать обратную связь без прикрас. Когда спикер спрашивает мнение аудитории перед ней на сцене, люди, как водится, поддерживают даже то, что им не по вкусу, а вот поговорить «за кулисами» – совсем другой коленкор.

Да и между собой нужно обсудить – как сделать формат нашего «лифтового стендапа» круче. А для этого нам необходимо атмосферное место… Чайхана… Караоке… Всё это не то – слишком банально! Какие есть крутые места у вас в Калуге? Музей космонавтики – говорите?! Чего раньше не сказали! По коням!

С одной стороны – Яченское водохранилище, с другой – река Ока. Ракета-носитель «Восток» сверкает в лучах заходящего солнца. Тепло. Вокруг единомышленники – настоящие фанаты лифтовой сферы. В такой атмосфере мы провожаем день, пытаясь пронизать мыслью будущее – что каждый из нас по отдельности и все вместе способны сделать для лучшего завтра.

P.S.

Внимательный читатель спросит: «А что там с дипломной работой, про которую ты упомянул в самом начале?»

О, друзья! Уже после всех мероприятий, когда я собирался держать путь обратно, у меня состоялся интереснейший разговор… Не хочу нагнетать излишней интриги, но похоже, один из наших студентов встал на путь, когда диплом не просто «пишется», а способен реально отразиться на отрасли! Сам жду с нетерпением, к чему это приведёт.

Спасибо, что дочитали!
До новых встреч и лёгкого подъёма!

💬 Есть вопросы по лифтам или нужна независимая экспертиза?

📞 Телефон для бесплатной консультации: +7 (495) 409-61-42
🌐 Сайт: 
https://kls.ooo
💬 WhatsApp: 
https://wa.me/79168403854

Больше интересного о лифтах и безопасности:

✈️ Telegram: https://t.me/klslift
▶️ YouTube: 
https://www.youtube.com/@Control-Lift-Systems
📺 RuTube: 
https://rutube.ru/channel/31316988/
📰 Дзен: 
https://dzen.ru/klslift
👥 ВКонтакте: 
https://vk.ru/klslift