Найти в Дзене

«Исчезающая история: поиски торпед в заброшенном комплексе»

Всем привет! Хочу поделиться историей, как наша с друзьями поездка в Абхазию началась с посещения Цитрусового посёлка, чтоб посмотреть на когда- то увиденный ролик в "тик токе" про заброшенное научно-производственное предприятие (ГНПП "Касатка") и находящиеся в одном из зданий учебные торпеды. Ранее об этом месте не слышали и поэтому очень хотелось посмотреть самим.
В интернете можно найти много фото и видеоматериалов этого места, если вам интересно — ищите в других источниках. А я кратко расскажу для тех, кто, как и мы, впервые слышит об этом объекте.
ГНПП «Касатка» — это научно-исследовательское предприятие в Абхазии (село Алахадзы), созданное в 1959 году как секретная лаборатория. Ранее называлось Лаборатория №5 НИИ-400 и Черноморский филиал ЦНИИ «Гидроприбор». В 1991 году — получение современного названия — Государственное научно-производственное предприятие «Касатка». Основное назначение — разработка и испытания морской военной техники, гидроакустических систем, рыболовного

Всем привет!

Хочу поделиться историей, как наша с друзьями поездка в Абхазию началась с посещения Цитрусового посёлка, чтоб посмотреть на когда- то увиденный ролик в "тик токе" про заброшенное научно-производственное предприятие (ГНПП "Касатка") и находящиеся в одном из зданий учебные торпеды. Ранее об этом месте не слышали и поэтому очень хотелось посмотреть самим.
В интернете можно найти много фото и видеоматериалов этого места, если вам интересно — ищите в других источниках. А я кратко расскажу для тех, кто, как и мы, впервые слышит об этом объекте.
ГНПП «Касатка» — это научно-исследовательское предприятие в Абхазии (село Алахадзы), созданное в 1959 году как секретная лаборатория.
Ранее называлось Лаборатория №5 НИИ-400 и Черноморский филиал ЦНИИ «Гидроприбор». В 1991 году — получение современного названия — Государственное научно-производственное предприятие «Касатка».

Фото из интернета
Фото из интернета

Основное назначение — разработка и испытания морской военной техники, гидроакустических систем, рыболовного оборудования. В здании производственного цеха находились учебные торпеды и исследовательское оборудование.

Застой и упадок предприятия стали результатом нескольких причин: потеря заказов после смены власти, отсутствие средств на содержание комплекса, общая экономическая нестабильность региона, нежелание инвесторов вкладываться из-за рисков и негативное влияние политической ситуации на работу предприятия.

Сейчас территория доступна для посещения, большинство зданий находится в запустении. В некоторых помещениях можно увидеть оставшееся оборудование и торпеды, хотя они уже не представляют боевой ценности. Здания постепенно зарастают растительностью, и их состояние продолжает ухудшаться.

По прибытии на место на такси мы обнаружили здание, окруженное массивным бетонным ограждением. Мы попытались проникнуть внутрь через первый попавшийся вход, который оказался КПП, но на территорию зайти не получилось, т.к. там стояла машина и ходил человек. Поняв, что территория охраняется, мы быстро ретировались и решили обойти территорию с другой стороны. Здание - вспомогательный объект ГНПП — могло быть частью инфраструктуры научного предприятия, использовавшимся для портовых нужд.

Внутреннее пространство не представляло особого интереса: множество однотипных комнат, просторная территория с колоннами и внушительными воротами, которые, судя по всему, предназначались для захода малых судов.

Далее наш путь лежал к административному корпусу. При входе на территорию располагалось двухэтажное строение, которое, по всей видимости, служило контрольно-пропускным пунктом с помещениями для отдыха персонала. Само административное здание находилось в полном запустении.

Поблизости от административного корпуса располагались производственные помещения.

Эллинг для хранения плавсредств находится слева, производственный корпус, где предположительно находятся торпеды, находится справа.
Эллинг для хранения плавсредств находится слева, производственный корпус, где предположительно находятся торпеды, находится справа.

В одном из них находились лодки, которые, судя по всему, были новыми, но со временем прогнили. Продвинуться дальше к предположительно производственному корпусу не удалось — там стояла машина и ходили люди. Мы предположили, что территория охраняется, и нас могут попросить уйти, поэтому решили обойти здание с другой стороны.

Обойдя весь комплекс, мы обнаружили территорию, огороженную зелёным забором. Пройдя через очередной КПП, мы заметили в принципе аккуратно ухоженный участок. На нём располагалось четырёхэтажное здание, в окнах которого горел свет, а у входа стояла машина.

Как выяснилось, это был бывший пансионат «Парус», который прекратил свое существование совсем недавно. Но судя по тому, что там поставлены пластиковые окна и горит свет кто-то там все таки живёт.

К сожалению, увидеть торпеды вблизи нам не удалось.

все, что осталось от торпед...
все, что осталось от торпед...

Мы заметили только их разобранные части, которые, вероятно, готовились к вывозу на переработку цветных металлов.

-6

Очень жаль, что мы проделали такой долгий путь практически впустую.
Теперь могу с огорчением сообщить всем интересующимся: торпед там больше нет.
Судя по происходящим работам, и технике здание находится в процессе подготовки к каким-то изменениям — возможно, здесь планируется новое строительство.