Найти в Дзене
Сертификат РБ

Утильсбор: история «черной дыры».

Утильсбор в России появился в 2012 году одновременно со вступлением в ВТО. Изначально он был инструментом защиты страны от импорта автомобилей с низким экологическим классом. В федеральном законе «Об отходах производства и потребления» указано, что сбор существует ради обеспечения «экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств». Слово «утилизационный», вероятно, прилипло к нему, потому что в те годы проблемы рециклинга автомобилей были на слуху: с 2010 года даже существовала программа утилизации, когда за отправленный под нож автохлам владелец получал скидку на покупку новой машины. Однако в 2014 году под давлением ВТО практику пришлось распространить и на местных производителей, включая АВТОВАЗ. Но правительство сделало «ход конём», введя своеобразный «кэшбэк» для местных сборщиков. То есть стало компенсировать утильсбор отечественным заводам уже постфактум. Тем самым окончательно разве

Утильсбор в России появился в 2012 году одновременно со вступлением в ВТО. Изначально он был инструментом защиты страны от импорта автомобилей с низким экологическим классом. В федеральном законе «Об отходах производства и потребления» указано, что сбор существует ради обеспечения «экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств». Слово «утилизационный», вероятно, прилипло к нему, потому что в те годы проблемы рециклинга автомобилей были на слуху: с 2010 года даже существовала программа утилизации, когда за отправленный под нож автохлам владелец получал скидку на покупку новой машины. Однако в 2014 году под давлением ВТО практику пришлось распространить и на местных производителей, включая АВТОВАЗ. Но правительство сделало «ход конём», введя своеобразный «кэшбэк» для местных сборщиков. То есть стало компенсировать утильсбор отечественным заводам уже постфактум. Тем самым окончательно развеялись сомнения в том, что утильсбор не имеет отношения к утилизации: ведь иначе получалось бы, что продукцию АВТОВАЗа вроде как не нужно утилизировать? «Вечными» автомобили АВТОВАЗа назвать никак нельзя.

За прошедшие 13 лет никакой видимой связи между утилизацией автомобилей и одноимённым сбором замечено не было. Не появилось отдельного фонда с понятным распределением субсидий или инвестиций. Не было государственных программ по развитию системы утилизации автомобилей. Не родилось и самой системы рециклинга, если понимать под таковой некий набор предприятий, специализирующихся исключительно на переработке старых и аварийных автомобилей.

Дальше больше. После 2019 года утильсбор «пошел в отрыв» и повышался, когда было нужно Правительству, превратившись в самодостаточный таможенный барьер. А что, очень удобно. Его увеличение не требует длительных согласований и реализуется через постановление Правительства, что развязывает руки. Те же пошлины невозможно повысить в обход международных договорённостей, а утильсбор можно менять, как угодно, ни с кем не согласовывая.

Для обычного российского автолюбителя повышение утильсбора совсем безрадостно: с одной стороны, это усиливает позиции АВТОВАЗа и позволяет ему и дальше диктовать свои условия на автомобильном рынке России, с другой, приводит к существенному росту цен НА ВСЕ автомобили. И когда в очередной раз российский Минпромторг анонсировал повышение утильсбора и выставил свою инициативу на обсуждение на государственном портале regulation.gov.ru – то получил мощное недовольство общественности. На момент публикации данной статьи на официальном Федеральном портале проектов нормативных актов уже превысило 70 тысяч «дизлайков». Очень похоже на абсолютный рекорд непринятия общественности!

В соцсетях люди оставляют гневные комментарии:

«Кто-нибудь где-нибудь видел в России предприятия по утилизации автомобильной техники???»

«А те, кто вводят утильсбор не хотят отчитаться, что, как и где они утилизировали? А то непонятки возникают».

«Покажите, где реально утилизируется авто и другая техника. Нет таких мест и не будет. Все раскатывается по запчастям. Сам сбор — это грабеж средь бела дня».

-2

Несколько дней назад пресс-служба Минпромторга решила окончательно развеять сомнения наивных автолюбителей, которые думали, что утильсбор как-то связан с утилизацией их машин:

«Средства из утильсбора идут в том числе на финансирование программ социально-экономического развития нашей страны, а также программ государственной поддержки промышленных предприятий и задач по реализации национальных проектов технологического лидерства, связанных с промышленным обеспечением транспортной мобильности, развитием отечественного станкостроения и робототехники, микроэлектроники, новых материалов и химии, и ряда других направлений», — рассказали в ведомстве.

Однако, авторынок устал от постоянных изменений правил. Понимая это, осенью 2024 года Минпромторг добился принятия новых ставок утильсбора, утвержденных аж до 2030 года.

Эти ставки сами по себе ведут к существенному подорожанию электромобилей и гибридов. Но хорошей новостью было то, что правила фиксировались на пять лет вперед, что казалось гарантировало стабильность развития бизнеса. Существовало понимание того, какой утильсбор нужно будет заплатить за конкретный автомобиль в 2026, 2027 и последующих годах.

-3

Новый проект постановления отменяет все прежние ставки, пересматривая их в сторону увеличения. То есть отменяются уже принятые Правительством, но еще не вступившие в силу нормативы. Нам обещали не менять правила утильсбора в течение пяти лет. И меняют через год. Именно это вызывает возмущение автолюбителей и закономерное недоверие и к новому проекту повышения утильсбора. В нем также прописаны ставки до 2030 года. Но нет никаких гарантий, что через год и они будут пересмотрены. А может быть даже раньше.

Мало кто в России сомневается, что новый законопроект по повышению ставок утильсбора не примут. Кому сейчас интересно общественное мнение, если денег в федеральном бюджете не хватает.