Сообщения о перебоях с топливом летят со всей страны. Особенно остро проблема стоит в южных регионах — Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской областях, где в разгаре уборочная кампания, и каждый литр дизеля на вес золота.
Но дефицит, словно вирус, распространился и на центральные области, Поволжье и даже Дальний Восток. В мессенджерах и социальных сетях водители стихийно создают группы, где делятся картами работающих АЗС и оперативной информацией, как во времена тотального дефицита.
Что самое тревожное, к этой волне начали подключаться даже гиганты рынка. Например, на некоторых заправках «Лукойла» перестали обслуживать топливные карты и запретили отпуск в канистры. Это уже не просто сбой в поставках для малого бизнеса, а серьезный симптом болезни всей топливной системы страны.
Когда такие крупные игроки вводят ограничения, это сигнал о том, что проблема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Четыре всадника топливного апокалипсиса: разбираем причины
Так почему же случился этот коллапс? На самом деле, тут сошлось сразу несколько бед, как в плохом кино, — одна к одной. Давайте разберем эту гремучую смесь по частям.
1. Все хотят заправиться, а заводы на ремонте. Лето и начало осени — это всегда горячая пора. Одни возвращаются из отпусков, наматывая сотни километров, другие — аграрии — выводят в поля всю технику для сбора урожая. Спрос на топливо взлетает до небес. А что в это время делают нефтезаводы? Правильно, уходят на плановый ремонт. Получается простая арифметика: бензина и дизеля нужно гораздо больше, а производят его, наоборот, меньше. Вот и первая дыра в поставках.
2. Хитрая экономика: продать за границу выгоднее. Здесь самая запутанная история. У нашего правительства есть механизм, который не давал ценам на заправках сильно расти, даже когда нефть в мире дорожала. Государство как бы доплачивало нефтяникам, чтобы мы с вами не видели на стелах АЗС шокирующие цифры. Но недавно эту «помощь» урезали. И что получилось? Нефтяным компаниям стало гораздо выгоднее продавать топливо за границу, где за него платят больше, чем возиться с внутренним рынком и терять деньги.
3. «Серые» дельцы подлили масла в огонь. Пока крупные компании смотрели на экспорт, нарисовались ребята пошустрее. Они придумали простую схему: покупали бензин у нас в стране по внутренней цене, а потом тут же перепродавали его за рубеж, но уже гораздо дороже. Этот мутный поток топлива, утекающий за границу, еще сильнее опустошил наши заправки.
4. Вечная беда — дороги и логистика. Мало произвести бензин, его еще нужно довезти до вашей заправки. А с этим у нас проблемы. Железные дороги на юге забиты поездами с зерном, и цистернам с топливом приходится часами стоять в пробках. Один такой затор на путях — и в целом регионе начинаются перебои.
Что делает правительство и поможет ли это?
Власти отреагировали на кризис рядом жестких мер. Главная из них — бессрочный запрет на экспорт бензина и дизеля. Логика простая: если топливо перестает уходить за границу, его станет больше на внутреннем рынке, возникнет избыток предложения, что должно привести к падению оптовых цен.
Этот запрет уже дал первые результаты: биржевые цены на топливо действительно пошли вниз, прекратив свой безумный рост.
Кроме того, правительство планирует ввести заградительные пошлины для тех, кто не производит нефть сам, но пытается ее экспортировать. Это прямой удар по «серым» схемам, который должен сделать перепродажу топлива за рубеж экономически бессмысленной.
Чего ждать дальше?
Так что, выдыхать пока рано. Меры, которые приняло правительство, — это правильно, но они не сработают как волшебная палочка. Представьте, что вы пытаетесь остановить мчащийся поезд — он не встанет как вкопанный.
Бензину нужно время, чтобы сначала попасть на склады, а потом уже разъехаться по заправкам, минуя все пробки на железной дороге. Так что, скорее всего, еще пару недель мы будем видеть пустые колонки то тут, то там.
А что с ценами? Давайте честно: вряд ли бензин резко подешевеет. Владельцы заправок тоже натерпелись и захотят отбить свои убытки. Но уже хорошо, если ценники хотя бы перестанут ползти вверх. Главное сейчас — не паниковать и дать системе прийти в себя, наладить поставки.
А вы уже столкнулись с дефицитом бензина в вашем городе? Что думаете о происходящем? Делитесь своими историями и мнениями в комментариях!