Сегодня речь пойдёт об официально старейшем городе столичного региона и о важном пригороде, вошедшем в историю относительно недавно, но так сильно, что стал для нас крайне значимым. Жаль лишь, что они занимают не очень большую площадь, но это не особенно-то и важно! Добро пожаловать в Волоколамск!
Но, если следовать со стороны Москвы, ещё до Волоколамска вам попадётся остановка Дубосеково, которое в учебниках истории вы найдёте как разъезд. С него и начнём!
Дубосеково
Именно здесь случился тот самый легендарный бой дивизии Панфилова с войсками Вермахта! Я не буду пересказывать эту битву, потому что, думаю, вы о ней все прекрасно знаете! Скажу лишь, что результат сыграл немалую роль в боях за Москву, так как продвижение войск нацистов удалось довольно сильно замедлить. Очерк о 28 героях этой битвы смог поднять боевой дух и настрой солдат! Это явно сыграло свою роль в "коренном переломе" Великой Отечественной войны далее.
К слову, некоторые участники боёв за Дубосеково продолжили сражаться и дальше! Некоторые, как, скажем, Григорий Шемякин, прошли всю войну! Роте, участвовавшей в боях за Дубосеково, удалось остановить продвижение нацистов в районе Крюкова, где сейчас Зеленоград.
Район бережно хранит память о битве, на которой росли поколения жителей СССР и постсоветского пространства. Недалеко от ж/д платформы есть музей, посвящённый панфиловцам, а также монументы по этому поводу.
Да, чтобы не было противоречий: разъезд — это вид путевого развития на однопутных железных дорогах, а Рижское направление вплоть до 1945 г. было однопуткой полностью. Сейчас Дубосеково находится на последнем полноценном двухпутном перегоне со стороны столицы (однопутка начинается после Волоколамска) и по определению разъездом быть не может. Однако в контексте битвы панфиловцев это был именно разъезд на однопутной дороге.
Не буду подробно расписывать логистику сюда, тут вообще всё просто: платформа находится прямо перед Волоколамском, к востоку от него.
Волоколамск
Во всех путеводителях найдёте информацию о Волоколамске как о старейшем городе столичного региона. История его возникновения для Древней Руси не нова, и сейчас я раскрою её подробнее.
Что такое волоки?
Если вы учили историю, то должны вспомнить такой путь "из варяг в греки", по которому через Русь шли торговые пути от Балтийского моря до Чёрного. Но это сейчас прорыты водные каналы, а тогда, строго говоря, прямой дороги по воде не было, причём практически нигде. Поэтому на участках между бассейнами крупных рек корабли "волочили" между собой по суше. Отсюда и название таких мест — волок. В пути "из варяг в греки" был такой волок, в районе смоленской деревни Гнёздово. Был такой и между верховьями Волги и Москвы-реки, в ранних источниках называвшийся то Волоком на Ламе (Лама — это один из притоков верховий Волги, причём не напрямую, а через ещё одну реку, Шошу, в которую впадает сама Лама, в Волгу впадает уже Шоша), то Волоком Ламским.
В районе волоков и организовывались поселения, чтобы было, кому таскать морские суда по суше между реками по предполагаемому маршруту. Поселение Волок Ламский, впервые упомянутое в 1135 году, было одним из таких, через него шла торговля Новгорода с Рязанской землёй. И многие сотни лет Волок Ламский, впоследствии ставший Волоколамском, нёс стратегическое назначение: в XII веке за него шла междоусобная война, столетие спустя в городе было по управляющему от Москвы и Новгорода, а уже при Иване Калите город полностью контролировался Москвой, город одно время был в Литве (1389-1410 гг.), даже был центром самостоятельного удела, пока в 1513 г. окончательно не вернулся под власть Москвы.
Со временем, когда торговые пути несколько сместились, город несколько сдал свои позиции, но остался городом.
Что здесь есть?
Было стратегическое значение — должен быть и кремль, оборонительное укрепление. Он здесь был, но от него мало что осталось, в основном земляные валы — кремль был деревянно-земляным, а вы знаете, как хорошо горит дерево… Старейшее, что тут осталось, это Воскресенский собор XV века постройки, как раз тех времён, когда Волок Ламский был центром удельного княжества. И это один из ведущих памятников раннемосковской архитектуры! В 1930 году собор закрыт, в 1944-1947 гг. тут был лагерь для военнопленных немцев, а в 1960-е гг. собор был отреставрирован.
По соседству с ним стоят колокольня, построенная уже в XVIII веке, и Никольский собор, моложе ещё на столетие — он посвящён павшим в Крымской войне и запроектирован Константином Тоном, тем самым, кто строил Ленинградский вокзал в Москве, Московский в Петербурге и храм Христа Спасителя. Ограду тоже построили в XIX веке, как бы стилизуя под старину. Правда, смогли найти отдельные фрагменты деревянной ограды.
К слову, с 1989 г. территория Волоколамского кремля составила музей-заповедник, открытый в тот год, и у него есть свои выставочные залы. А с 1993 г. в Воскресенском соборе вновь служат.
Выставочные залы и подъём на колокольню стоят денег, конечно, но осмотреть территорию можно и просто так!
Неподалёку находится храм Рождества Богородицы на Возмище — он был открыт ещё в 1-ой половине XVI века и даже в годы советской власти не закрывался — дело в том, что хотя бы одну церковь в каждом городе оставляли действующей, закрывали не всё. Изначально, к слову, была монастырским собором, но в 1764 г. монастырь, при котором находилась церковь, был ликвидирован — так церковь стала обычной приходской. К слову, здесь нашли фрески действительно XVI века.
Логистика
И вот тут всё гораздо сложнее. Дело в том, что ж/д станция Волоколамск находится, если честь по чести, не в самом городе, пристанционный посёлок был включён в состав города только в 2003 г. и даже в теории не тянет на центр города — до него ещё предстоит добраться. Есть несколько автобусных маршрутов, соединяющих Волоколамск со своей ж/д станцией, причём все они заходят на городскую автостанцию — даже она ближе к центру. Но, увы, заторы на Новой Риге и Волоколамке никто не отменял.
С другой стороны, если вы следуете на поезде, причём любом, то он обязан тут остановиться. Для начала, для многих пригородных поездов Волоколамск — конечная, до Шаховской следуют немногие, и там однопутный участок почти до Риги. Кроме того, в Волоколамске цепляют тепловоз для дальнейшего следования на запад — в Шаховской нет своего парка локомотивов, а на ней электрификация заканчивается. Поэтому тут с логистикой ничего сложного быть не должно.
На этом с "подмосковной" частью Рижского направления всё, далее пойдём во Ржев и на нём с Рижкой и закончим!