27 сентября в нашей стране отмечают праздник тех, кто с первых лет жизни ребёнка становится ему второй мамой, другом, наставником.
Воспитатель… Какой смысл несёт то слово? Какие чувства и воспоминания вызывает в душе каждого из нас? И мне кажется, что эти чувства связаны исключительно с самыми лучшими детскими воспоминаниями, доброй улыбкой воспитателя и годами, проведёнными в любимом детском саду.
С Татьяной Васильевной Фёдоровой, воспитателем детского сада «Умка», я знакома уже много лет. И не просто знакома – вместе мы когда-то работали
в детском саду «Росинка». В этом году наш детский сад закрыли, и педагоги
влились в новый коллектив детского сада «Умка».
В преддверии профессионального праздника я решила заглянуть к Татьяне
Васильевне и узнать, как трудится педагог на новом месте.
Как и всегда меня встретила спокойная и улыбчивая Татьяна Васильевна. Первое что я спросила: «Ну как вы на новом месте?»
– Привыкаю, прохожу адаптацию вместе с новыми ребятишками. Ведь в
каждом учреждении свои правила, порядки, традиции. К тому же мне дали новую группу, оформляем её, обживаемся и потихоньку привыкаем друг к другу. У меня 14 ребятишек среднего возраста. Есть детки, которые уже не первый год ходят в садик, но есть и те, кто пришёл впервые. Им, конечно, тяжелее. Но вместе мы справимся со всеми трудностями.
– Татьяна Васильевна, расскажите, как вы пришли в профессию?
– По образованию я учитель начальных классов. Почти 6 лет отработала по
специальности, потом ушла в декретный отпуск. Когда пришло время возвращаться на работу, в школе на тот момент свободных мест не было. Тогда
я временно устроилась воспитателем в детский сад «Росинка». Поработав немного, поняла, что заниматься с детьми младшего возраста мне нравится больше. Так и осталась я в саду на 19 лет.
– Кто стал вашим наставником в дошкольном образовании?
– Начинала я работать вместе с замечательными педагогами – Натальей
Владимировной Тепляшиной и Ниной Фёдоровной Першиной под руководством заведующей детским садом Людмилы Анатольевны Ковалевской,
которые стали для меня не просто коллегами, а надёжной опорой и поддержкой. Они помогали мне перестроить мои школьные знания и опыт для занятий с малышами. Ведь работа в школе и детском саду разнится. Сейчас дошкольное образование считается первой образовательной ступенью. Но раньше основная функция работников сада заключалась в присмотре и уходе за детьми на время работы родителей.
– Скажите, если бы вы не стали воспитателем, то кем могли бы быть?
– Так как я когда-то училась в УПК на продавца, то пробовала себя сначала в торговле. И хотя я люблю работать с людьми, эта работа оказалась не моей.
Возможно, я могла бы быть экономистом или бухгалтером. Моя мама работала в этой сфере, поэтому с детства я любила математику, любила считать, делать какие-то вычисления. И это могло бы быть возможным, если бы не мой
педагогический опыт.
А сейчас я с уверенностью могу сказать, что работать с детьми – это моё,
родное. Даже занимая должность старшего воспитателя, то есть, не находясь
с детьми, я уже начинала скучать по ним. Даже сейчас, если читаю что-то и нахожу интересные идеи, мне сразу хочется попробовать сделать это с ребятами.
– Каков секрет вашей успешной работы?
– Секрета на самом деле никакого нет. Успех заключается в любви к детям и своему делу. Без этого полноценно работать воспитателем просто не возможно. У тебя должно быть желание сделать ребят добрее, счастливее, научить новому и, конечно, увидеть результат совместного с ними труда. Это очень важно и для педагога, и для ребёнка, и для родителей. Если что-то не получается у детей с первого раза или трудно что-то даётся, конечно, ищу интересные способы. И когда мы получаем нужный результат, радость и хорошее настроение тогда у всех.
– Если возникают проблемы в обучении, воспитании, к кому вы обращаетесь за помощью?
– Обязательно советуюсь с родителями – первыми моими помощниками.
Консультируюсь с коллегами, с узкими специалистами – логопедом, психологом, дефектологом. Что-то ищу в Интернете, читаю дополнительную литературу. Сейчас же много всего можно найти на разных образовательных и родительских форумах. Вообще сейчас образовательная программа построена таким образом, что мы постоянно находимся в тесном контакте с родителями. Помимо тематических родительских собраний проводим киновечера, совместные занятия, спортивные мероприятия, организуем походы в парк. Чем больше родители проводят времени с детьми вне дома, тем лучше могут узнать способности ребят общаться со сверстниками и взрослыми, увидеть их самостоятельную работу на занятиях.
– Что должен уметь ребёнок, поступая в детский сад?
– Для экономии времени воспитателей и для комфорта самого малыша
желательно обучить его простым бытовым и гигиеническим навыкам: самостоятельно одеваться, кушать, ходить в туалет, мыть руки и умываться. Чтобы эти умения ребёнок мог выполнять без посторонней помощи.
– Как проходит адаптация детей?
– Сначала мы знакомимся с воспитателями, ребятами и группой. Рассказываем и показываем, чем занимаемся, куда ходим, что проводим. Конечно, в первое время уделяем новичку больше внимания, наблюдаем за поведением,
привычками, беседуем с родителями. И так постепенно ребёнок вливается в
детский коллектив.
– Отличаются ли дети нынешнего телефонно-интернетного века от тех, кто ходил в садик без телефона или планшета?
– Конечно. Современные ребята более раскрепощённые, продвинутые. Они хорошо владеют гаджетами, умеют пользоваться интернетом. Но, проводя
больше времени в виртуальном мире, у них теряются «живые» эмоции. А для ребёнка эмоциональная сторона развития – это основа основ. Познание окружающего мира происходит через эмоции, переживания, чувства. Но нынешние ребята не всегда могут пожалеть товарища, если тот упал или его кто-то обидел. Зачастую сами могут кого-то ударить и не попросить прощения. Они не задумываются, что причинили боль или обиду. Главное, что обидели не его. Вот это поведение современных детей вызывает тревогу.
Сейчас всё чаще стали появляться замкнутые дети и дети-одиночки. Они
стараются не контактировать с другими ребятами. Свободное время проводят в
уединении. Конечно, это может быть проявление темперамента и характера, но
всё же основной уклад поведения ребёнка закладывается в семье. Таким ребятам мы тоже уделяем особое внимание. И главное здесь доброта и ласка. И их сердца оттаивают. А потом оказывается, что этот ребёнок отлично читает стихи, поёт или танцует и уже не сидит в одиночестве.
А ещё детям не хватает общения с родителями. Сейчас совсем не читают
книг. Проще включить мультик и лежать на диване. А ведь ребята охотно слушают сказки, рассказы, стихи, которые мы читаем в саду. К тому же во время чтения развивается речь, мышление, память. Мы обсуждаем героев, ситуации,
учимся сопереживать, осуждаем зло, обман, жестокость. А общение родителей с ребёнком – самое ценное и верное средство в его развитии, в формировании характера, в укреплении детско-родительских отношений.
– Расскажите, с кем вы работаете на группе?
– Мои незаменимые помощники – младшие воспитатели Инна Александровна Эфендиева и Людмила Николаевна Васильева. Инна Александровна работает в саду третий год. Людмила Николаевна много лет проработала в «Росинке», здесь трудится второй год. Это добрые, отзывчивые женщины – моя опора и поддержка во всех делах. Благодаря им в группе всегда чисто и уютно, ребята находятся под надёжным присмотром.
– Кто-то из ваших выпускников пошёл по вашим стопам, стал педагогом?
– Да, ребята из моего первого выпуска уже получили педагогическое образование – это Арина Трофимова, Карина Золотая, Виктор Долгих. Без сомнения, они будут хорошими учителями. Ребята моего второго выпуска сейчас уже учащиеся 10 класса. Встречаясь с выпускниками, мы обязательно рассказываем о своей жизни и, конечно, вспоминаем детский сад. И накануне праздника я поздравляю своих дорогих и уважаемых коллег с профессиональным праздником! Желаю им позитива, здоровья, терпения и
творческих побед! И пусть детки с радостью бегут в ваши объятия!
Общий педагогический стаж Татьяны Васильевны Фёдоровой составляет
28 лет. За все эти годы педагог была награждена Почётными грамотами, дипломами и благодарностями различного уровня за победы и достижения в
профессиональных конкурсах. Её профессионализм, многолетний плодотворный труд, весомый вклад в воспитание подрастающего поколения был отмечен Благодарственным письмом Министерства образования Красноярского края.
Мария НИКИТИНА.
Фото автора.
Статья из архива газеты "Красное знамя" № 39 от 26 сентября 2025 г.