В середине сентября Владимир Зеленский впервые за полтора года провел встречу с депутатами рады от пропрезидентской фракции «Слуга народа». Согласно ряду сообщений, главной темой была ситуация на фронте и некие «сложные решения». Эксперты при этом отметили, что мероприятие обнажило разногласия между Зеленским и парламентариями. Подробности — в материале «Известий».
Встреча в пустоте
В середине сентября Владимир Зеленский провел встречу с депутатами рады от пропрезидентской фракции «Слуга народа». Предыдущее подобное мероприятие состоялось полтора года назад, однако, несмотря на это, в этот раз ажиотажа не возникло. Спикер партии Юлия Палийчук в комментарии украинским СМИ рассказала, что в собрании поучаствовало только 150 человек при списочной численности фракции в 230 народных избранников.
Согласно ряду свидетельств, перед началом встречи организаторы даже просили депутатов сесть покучнее и в первые ряды, чтобы зал выглядел не таким пустым. Среди причин низкой явки называют многочисленные командировки и больничные, недовольство авторитарным стилем правления. К тому же на прошлой такой встрече Зеленский выступал в формате монолога, депутаты не могли задать свой вопрос и потому сейчас решили не идти на собрание.
Публично после встречи обсуждались заявления, касающиеся ситуации на фронте. Так, Юлия Палийчук сообщила, что Зеленский предупредил депутатов, что в случае ухудшения положения народным избранникам придется одобрить некие «трудные решения». Конкретная суть возможных мер не раскрывалась, некоторые аналитики посчитали, что речь идет о выполнении российских требований.
Последовавшие комментарии, впрочем, это предположение опровергают. Так, присутствовавший на встрече депутат Ярослав Железняк сообщил, что президент «ничего отдавать не собирается». Другой народный избранник, Георгий Мазурашу, также отметил, что Зеленский намерен «воевать до последнего», при этом на продолжение боевых действий в следующем году понадобится $120 млрд, и «половину этой суммы непонятно, где брать».
Украинское издание «Страна» со ссылкой на свои источники в раде пишет, что на самом деле Зеленский назвал трудными решениями не уступки России, а ужесточение мобилизации на Украине. Среди возможных вариантов — снижение возраста призыва с нынешних 25 до 18 лет, а также ужесточение условий бронирования.
Сама себе не рада
Непублично говорится о том, что в фокусе внимания была ситуация внутри украинского парламента и отношения Зеленского с депутатами. Дело в том, что в последнее время Верховная рада столкнулась с серьезными проблемами. Еще после начала СВО начался исход народных избранников из законодательного собрания.
Первыми на выход потянулись многочисленные мажоритарщики, которые не скованы партийной дисциплиной. Далее украинские власти объявили вне закона «пророссийскую» партию ОПЗЖ. Некоторые депутаты сбежали из страны, других отправили за решетку, третьи оказались под санкциями и лишились гражданства.
Наконец, постепенно стали разбегаться и депутаты от пропрезидентской фракции «Слуга народа». Если сразу после прошедших шесть лет назад выборов в объединении состояло 254 парламентария, то теперь осталось только 230. Формально этого еще хватает для единоличного принятия законов, в реальности — на заседания ходит еще меньше людей, поэтому добирать голоса приходится за счет оппозиционных групп.
В целом при конституционной численности в 450 депутатов в раде осталось уже меньше четырех сотен человек. Сами парламентарии говорят, что устали от авторитарных замашек Зеленского. Так, бывший спикер Дмитрий Разумков жаловался, что все голосования режиссируются в Офисе президента. По его словам, провластную партию давно пора переименовать из «Слуги народа» в «Слугу Зеленского», потому что депутаты лишены свободы воли.
Известно также, что заметно сократилась «кормовая база» депутатов. Если раньше они могли лоббировать те или иные инициативы, помогать каким-либо финансово-промышленным группам, то в условиях монополизации власти оказались не у дел. Рисков и трудностей при этом стало больше — например, выехать за пределы страны действующему депутату сложнее, чем любому другому состоятельному человеку.
Кроме того, многих угнетает негативное отношение со стороны избирателей, которое усиливается после каждого непопулярного решения вроде ужесточения условий мобилизации. Наконец, некоторые боятся ответственности из-за того, что рада уже почти два года работает сверх положенного по конституции срока. Пока это не проблема, но в случае изменения ситуации вопросы, вероятно, могут возникнуть.
Реформа раздора
Нынешним летом проблемы усугубились еще больше. В конце июля украинские власти провели стремительную операцию против антикоррупционных органов, НАБУ и САП. Верховная рада тогда под нажимом Офиса президента приняла закон, который переподчиняет эти структуры украинской Генпрокуратуре, снижает влияние прозападных активистов и международных экспертов.
Далее последовали масштабные акции протеста и возмущение западных лидеров. После этого Зеленский сделал вид, что он в стороне от этой истории. По его словам, изменения инициировали «некоторые народные избранники», а сам он якобы был занят ситуацией на фронте и только реагировал на поступившее предложение. В итоге спустя несколько дней те же депутаты рады отменили реформу, оказавшись в довольно неловком положении.
Всё это еще больше испортило отношения Зеленского с радой. Во-первых, усохло монобольшинство: «Слуга народа» теперь редко собирает больше 180 голосов даже за самые громкие инициативы. Кроме того, осложнились отношения с идейно близкими депутатскими группами. Украинские СМИ пишут, что в объединении «За будущее» после скандала с НАБУ и САП половина парламентариев хотят сдать мандаты.
В таких условиях даже самые резонансные законодательные инициативы стали проходить с большим скрипом. Например, в конце августа и начале сентября рада провалила серию законопроектов, которые нужны для получения европейского финансирования по проекту Ukraine Facility. В середине сентября депутаты не смогли одобрить программу развития онлайн-образования, на которой настаивало правительство.
Судя по всему, нынешняя встреча Зеленского с депутатами была призвана сгладить острые углы, но успехом этот план, похоже, не увенчался. Издание Politico со ссылкой на своих собеседников из числа депутатов пишет, что мероприятие прошло в напряженной атмосфере. Один из членов партии в ходе собрания выразил сомнения, что реформа НАБУ и САП была хорошо продумана, Зеленский в ответ якобы возложил вину за произошедшее на самих депутатов.
Кроме того, Зеленский упрекнул парламентариев, что жалобы на коррупцию и нарушение прав человека ухудшают образ украинской власти в глазах иностранных партнеров и отвлекают от ситуации на фронте. Украинский лидер также намекнул, что собирается баллотироваться на новый президентский срок, в целом его риторика оказалась гораздо жестче, чем ожидалось. Сами депутаты якобы остались раздражены «стремлением Зеленского монополизировать власть».
Что говорят эксперты
Политолог Александр Семченко объясняет, что у украинских депутатов действительно копится раздражение. По его словам, доходы парламентариев упали, нет свободы выбора, сложно решить даже простые бытовые вопросы, в том числе освободить родственника от мобилизации.
— В руках у парламентариев есть серьезные рычаги влияния. Можно не проголосовать за продление военного положения, можно даже отстранить Зеленского через процедуру импичмента или по состоянию здоровья. Это всё в теории. В реальности там каждый сам за себя, парламент разобщен, все друг друга подозревают. Договориться им очень сложно. Поэтому думаю, что они и впредь будут ворчать и давать анонимные комментарии, но дальше этого дело не сдвинется, — рассуждает он.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов говорит, что украинские депутаты недовольны Зеленским не первый год.
— Жесткая вертикально интегрированная система власти на Украине стала выстраиваться три с половиной года назад. В ее рамках существует, по сути, только один центр принятия решений — Офис президента и близкое окружение Зеленского. Совершенно непонятно, что сейчас в этом смысле поменялось. Тут важно понимать, что депутаты действительно недовольны, но дальше слов никуда это не пойдет, даже сейчас всё ограничивается анонимными комментариями, — подчеркивает он.