— Снова на завтрак выпечка? — в голосе мужа Аня услышала ставшие привычными нотки недовольства.
Она сняла с себя фартук и бережно повесила на крючок. Из духовки пахло имбирным печеньем, а на плите варилось какао. У Ани был запасной вариант.
— Родной, для тебя почти готов омлет.
Родион поморщился. Сегодня он был не в духе. Хотя утро только началось, ему уже хотелось с кем-то поругаться, чтобы выплеснуть накопившийся негатив.
— Я перекушу по дороге. Аппетита нет, — он взял отрезанный кусок сыра и ушёл, не прощаясь.
Женщина стояла посреди кухни и в недоумении смотрела вслед уходящему мужу. Хотелось расплакаться, раскричаться, но внутри была пустота. Три года они жили душа в душу, а теперь мужа словно подменили. Он стал привередливым, сварливым и даже злым. Аня старалась изо всех сил, чувствуя себя в чём-то виноватой. Ей казалось, что поведение мужа напрямую связано с её работой и частыми разъездами. Поэтому в свободное время она окружала Родиона любовью и максимальной заботой.
— Поговорите вы уже по душам! — мама пыталась поддержать дочь в трудные минуты. Она была единственным человеком, с которым Аня делилась мыслями.
— Не получается, он избегает разговоров. Я в свой выходной встаю в пять утра, готовлю вкусные завтраки, трачу время на причёску и макияж, а он нос воротит.
— Ты меня извини: тебе не кажется, дело совсем не в том, что ему заботы не хватает и внимания с твоей стороны. Вдруг Родион бегает налево?
Аню будто громом поразило. В ушах зазвенело от слов матери.
— Налево? — вырвалось у неё вместе с подступившими слезами.
— Да. Лучше прямо выскажусь о своих предположениях, чем ходить вокруг да около.
— Зачем ему куда-то ходить? — наивно прозвучал вопрос из уст Ани.
— Кризис отношений, кризис среднего возраста, мало ли что там бывает у мужчин. Твой отец тоже решил потешить своё самолюбие. Нашёл же себе свежую кровь.
— Мам, у вас с папой совсем другое. Вы разные абсолютно. А у нас с Родей интересы общие, друзья, мы друг друга понимали с полуслова.
— Да, ты всегда отца поддерживала. Что и говорить – папина дочка. Вам с Родионом своих детей пора бы, а вы никак не повзрослеете сами. Тебе мужчина нужен постарше, а не такой, как Родион – даже не может себя обслужить без твоей помощи. Женщина без крепкого мужского плеча долго не протянет. Завянет как цветок без полива. Давно вы просто так гуляли или куда-то ходили?
Аня задумалась. Последний раз они вместе с Родей выбирались в другой город на юбилей его сестры. Поездка была суматошной, из-за выбора маршрута они очень сильно поругались и на празднике сидели в разных концах стола. Тогда Аня дала себе обещание, что больше ни ногой ни на какие праздники вместе с мужем не поедет.
— Понятно… Судя по твоему сморщенному лбу, давно никуда не выбирались, – лицо матери стало серьёзным. – Ты либо берёшь дело в свои руки и спасаешь ваш брак, либо сразу подавай на развод. Что толку раскачивать качели из стороны в сторону.
— Ты права, надо что-то делать. Но я боюсь, Родиону ничего не нужно.
— Женщине под силу многое. Самое главное, не превращать себя в обслуживающий персонал.
— То есть забота о другом человеке превращает по умолчанию в прислугу?
— Дочка, забота должна быть в меру. Иначе твоя шея не выдержит того, кто свешивает с неё ноги. В конце концов ты просто станешь ковриком, о который эти ноги потом будут вытирать.
Разговор с матерью оставил неприятный осадок в душе Ани. Но подсознательно она чувствовала, что слишком избаловала Родиона своей заботой.
— Что мне теперь делать, мам?
— Займись любимым делом. Направь энергию в творческое русло. Я давно не видела твоих работ.
— Нет времени на художества. Вдохновения тоже нет совсем.
— Зря, талант нельзя зарывать в землю. Я тебе дала наводку. Ты сама дальше уже думай.
Аня проводила мать до порога и закрыла за ней дверь. С сегодняшнего дня она решила кардинально поменять свою жизнь, чтобы попытаться наладить отношения с мужем. Она достала краски, складной мольберт, холст, взяла термос с чаем и направилась к ближайшему парку. Это были странные ощущения, словно происходящее относится не к ней, а она всего лишь сторонний наблюдатель. Было непривычно снова делать что-то для себя. Чувство расслабления и единения с природой пришло не сразу. С непривычки Аня долго не могла сосредоточиться, постоянно оглядывалась, проверяла сообщения в телефоне. Но потом просто взяла карандаш в руки и погрузилась в творческий процесс. Пять часов прошли незаметно. Только чувство голода напомнило женщине о том, что пора домой. Но Аня, довольная проведенным временем, решила навестить подругу.
— Привет, Мариша. Ты сейчас дома? Подъеду к тебе через полчаса, не против?
Подруга, с которой Аня не видела уже несколько месяцев, была приятно удивлена. Взяв торт из рук гостьи, она втянула Аню за руку на кухню.
— Сегодня, наверное, снег пойдёт! Неожиданный сюрприз! Родион не будет по тебе скучать, если я тебя оставлю с ночёвкой? Раз пришла, просто так не отпущу! – щебетала Марина на эмоциях.
– Не будет, ему полезно побыть одному. Я только за то, чтобы поболтать по душам. И с ночевкой могу остаться, — Аня сняла с плеча лямку и поставила мольберт возле стены. — Это тебе.
Она протянула Марине нарисованный красками пейзаж.
— Ты не перестаёшь меня удивлять! Второе дыхание открылось? Я уже думала, никогда не получу от тебя картину в подарок. Столько знакомы, а ты только сейчас меня порадовала.
Марина искренне радовалась подарку. Аня предупредила Родиона, что останется у подруги. Но сообщение долго оставалось непрочитанным. А утром Родя обрывал ей телефон, подняв всех на уши.
— Куда ты пропала? Я места себе не нахожу!
— Привет. Я вчера отправила тебе сообщение. Ты просто его не прочитал, видимо.
Родион долго упирался, что не получал ничего. Но в итоге выяснилось – дело было в отключенном интернете. Сообщение в месседжере не дошло.
— Когда будешь дома? — успокоившись спросил он.
— Ближе к обеду.
— А завтрак? — прозвучал обиженный голос мужа.
— Перекуси по пути, милый.
Когда муж отключился, Ане стало стыдно, что она так с ним обошлась. Захотелось позвонить и извиниться, но подруга покачала головой:
— Что бы там у вас не произошло, но ты тоже должна иметь чувство собственного достоинства. Я одно время думала, что твой долг перед семьёй теперь навсегда исключает общение с друзьями, со мной, в том числе. Понимаешь, Аня, не может жизнь крутиться вокруг одного человека. Ты подняла своего мужа на пьедестал и поклоняешься ему. От таких отношений страдает больше он, в первую очередь. Потому что он полюбил тебя и предложил выйти замуж не с целью заиметь рабыню, глядящую ему в рот и исполняющую любой каприз. Возвращай в себе ту Аню, которую ты закопала за бытовой суетой. Я рада, что ты сделала этот первый и важный шаг сама.
— Спасибо, Мариш, за поддержку. Мне сильно не хватало тебя.
— Я никуда не делась, как видишь, — развела она руки в стороны, чтобы обнять подругу. — Всегда здесь.
Аня вернулась домой с новыми ощущениями в душе. Теперь она знала, что делать и как дальше себя вести. И, в первую очередь, написала себе список своих желаний, которые собиралась осуществить в ближайшее время. Увидев этот список на холодильнике, Родион в первый раз за долгое время искренне улыбнулся. В этот момент оба почувствовали себя снова счастливыми.
— Знаешь, Аня... Пока ты была у подруги, я понял одну важную вещь. Мы настолько привыкаем к чему-то, перестаем ценить и людей и мелочи, которые они для нас делают. Так люди и становятся эгоистами. Я сам стал эгоистом, но ты подтолкнула меня на путь к исправлению. Ведь никогда не поздно меняться, — произнес Родион и крепко обнял жену.