Найти в Дзене
Тёмный историк

Социальный раскол белого движения

Белогвардейцы, как известно, были противниками марксистской классовой теории и на словах выступали за «классовый мир», солидаризм, так сказать.

Но в реальности для создания «классового мира» у белых не было ни физического базиса (не получалось подавить все выступления в тылу), ни идеологического (не было реальной программы, понятной населению).

Один из белых плакатов.
Один из белых плакатов.

И уже в ходе Гражданской войны социальные проблемы серьезно подрезали перспективы самих белых армий. Так как состояли они на самом деле из самых разных элементов, как уже ранее неоднократно отмечалось.

Костяк — часть офицерства со специфическими взглядами, нехарактерными для большей части населения («верность союзникам», «восстановление армейской дисциплины», «неприятие социализма и революционности в целом, из-за опыта 1917 года» и т.д.).

Они реально воевали по большей части не из-за материальных факторов. Более того, «добровольцы» на юге и «народоармейцы» на востоке по сути лишились своих домов, семей и так далее, бежав на окраины страны или отступая к морям-океанам.

Напротив, казачество боролось за сохранение своих земель и привилегий, за дореволюционные «плюшки» и «новые вольности».

Зажиточное крестьянство стремилось получить как можно больше земли и сохранить за собой инвентарь с имений и усадеб (в «черном переделе» приняло участие большинство крестьян, в том числе зажиточных и даже тех самых «кулаков» — помещиков ненавидели все, потом уже начались разборки бедноты и середняков с хуторянами-отрубниками и т.д.).

Колебания крестьянства играли важную роль в ходе Гражданской и в конце концов обернулись не в пользу белых (хотя и красным досталось).
Колебания крестьянства играли важную роль в ходе Гражданской и в конце концов обернулись не в пользу белых (хотя и красным досталось).

Сама Гражданская война порождала в среде белых новое расслоение. Успешные полевые командиры превращались в знатных грабителей, сорили деньгами в ресторанах и мечтали о политической карьере. Некоторые из них защищали вернувшихся «хозяев» в порядке частной инициативы, о чем рассказывал и сам А. И. Деникин:

«Так же велико было стремление начальников к формированию частей «особого назначения».

Таков, например, «Летучий отряд особого назначения Кавказской Добровольческой армии» (у генерала Врангеля) во главе с ротмистром Барановым, имевший довольно темное назначение — борьбы с крамолой... «Волчьи» сотни генерала Шкуро — его личная гвардия, постепенно терявшая боевое значение, обремененная добычей...

«Карательные отряды», формировавшиеся ставропольским военным губернатором генералом Глазенапом, превратившиеся в лейб-охрану богатых местных овцеводов, и так далее...» (с) А. И. Деникин. Очерки русской смуты.

А. И. Деникин.
А. И. Деникин.

Получалось так, что одни спокойно грабили, создавали собственные «уделы» (на колчаковском востоке просто неприкосновенные до самого конца — семеновцы, калмыковцы, анненковцы) и в общем-то наживались на междоусобице.

Другие же должны были держать фронт впроголодь, на нищенских окладах, без всякой системы поддержки семей и т.д.

Таким образом вчерашние «бело-зеленые», гнавшие красных из деревень, через неделю сталкивались с нагаечниками и вернувшимися «господами» (прибавить к этому сельскую психологию, по которой человек в погонах — аналог «барина», даже если у него социальное происхождение скромное).

Белый лагерь во многом представлял из себя «страну контрастов»: пока одни грабили целыми поездными составами, другие не знали как прокормить собственные семьи. Низовое чиновничество и белые солдаты постепенно разочаровывались и «отпадали».

А белые солдаты внезапно тоже были и выглядели нередко вот так.
А белые солдаты внезапно тоже были и выглядели нередко вот так.

При этом, содержание армий у белых действительно напоминало какой-то феодализм:

«Богатая Кубань и владевший печатным станком Дон были в несколько лучших условиях.

«По политическим соображениям», без сношения с главным командованием они устанавливали содержание своих военнослужащих всегда по нормам выше наших, вызывая тем неудовольствие в добровольцах.

Тем более, что донцы и кубанцы были у себя дома, связанные с ним тысячью нитей — кровно, морально, материально, хозяйственно.

Российские же добровольцы, покидая пределы советской досягаемости, в большинстве становились бездомными и нищими...» (с) А. И. Деникин. Очерки русской смуты.

В результате отношения между казаками и добровольцами были крайне натянутыми, в конце концов вылились в настоящее противостояния.

И не зря сейчас иногда говорят про казаков как про отдельную силу в Гражданской. Есть основания.
И не зря сейчас иногда говорят про казаков как про отдельную силу в Гражданской. Есть основания.

Когда белые добровольцы не пускали белых казаков на транспортные корабли, а белые казаки — дезертировали, уходили к зеленым «камышовым» партизанам или вообще в Конармию Буденного.

И на белом востоке была ситуация ещё покруче даже: «сибиряки» (опять же, как правило зажиточные и находившиеся рядом с домом) и «народоармейцы» (беженцы по сути, утратившие Самару и прочие города).

Старожилы и столыпинские переселенцы, горожане и крестьяне, казаки и иногородние, русские и «инородцы», демократы и монархисты, опять же офицеры и «все остальные, штатские, которые нас не понимают и вообще большевизмом от них несет».

И офицеры все тоже разные — генштабисты-элитарии, полевые командиры Гражданской, офицеры военного времени или вообще уже периода Гражданской. А рядом ещё — чехи, японцы, поляки с румынами, со своими интересами пограбить (демократическую Чехословакию надо же на что-то строить)...

С. А. Щепихин.
С. А. Щепихин.

В таком клубке социальных, психологических, идеологических расхождений материальные интересы играли не последнюю роль. И вот в чем проблема: даже в среде белых не удалось добиться какого-то «классового мира».

Белые и к ним примкнувшие изначально имели не совпадавшие цели и разное материальное положение, что явно не помогало единению.

«Общее впечатление от всех этих визитов: сносно и даже нередко хорошо себя чувствуют одни дельцы, а служилый класс, как всегда и всюду, особенно военный, является козлом отпущения...» (с) белый генерал С. А. Щепихин. Сибирский Ледяной поход. Воспоминания. Под ред. А. В. Ганина.

Иными словами, рассусоливая о солидаризме и «классовом мире», де-факто белая власть не могла удовлетворительно обеспечить даже собственную и так ограниченную социальную базу, готовую драться (и даже собственный боевой актив).

Хотя это-то как раз реально было сделать, начать с чрезвычайных налогов на прибыль, например.

Обложка: ChatGPT.
Обложка: ChatGPT.

Для начала. Но не позволяла в том числе психология («да как можно, это же большевизм, мы ж не такие, мы за восстановление прав собственности и рыночек»).

Так что можно долго смеяться над марксизмом и классовой теорией, рассуждать о «превосходстве духа над материей» и думать, что без должных усилий получится «подружить» хижины с дворцами.

Но потом, рано или поздно, придется принимать последствия такого подхода...

Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!