Она родилась быть министром или полководцем,
её место во главе государства.
Так в своих «Записках 1743–1810» охарактеризовала Екатерину Романовну Дашкову её подруга — ирландская путешественница и автор дневников Кэтрин Уилмот. Думается, что у самой Дашковой были все причины думать так же, хотя вслух она об этом не говорила. Екатерина Романовна даже в шутку называла себя Екатериной Малой по аналогии с Екатериной Великой. Императрица и княгиня были хорошими подругами, Дашкова считала себя продолжательницей дела Екатерины II.
При дворе Дашкова находилась с самого детства. Она родилась в 1743 году и стала крестницей императрицы Елизаветы Петровны. Княгиня не только получила прекрасное классическое образование, но и постоянно занималась самообразованием: выучила четыре языка, перечитала множество сочинений просветителей, занялась писательством. Вскоре Дашкова стала и надёжным, заинтересованным в общественно-политических делах союзником императрицы.
Современники Екатерины Романовны не упускали возможности о ней посплетничать: ходили слухи, будто Дашкова, воспользовавшись умом и связями, сыграла не последнюю роль в организации дворцового переворота, но достоверного подтверждения этому нет. Сама Екатерина Романовна утверждала, что благодаря ей на сторону императрицы перешло большинство сановников и аристократов.
С момента воцарения Екатерины Великой в 1762 году начинается деятельность Дашковой-журналистки. Она активно занимается переводами произведений иностранных классиков, которые публикует в философско-литературном журнале «Невинное упражнение». На этом она не останавливается и, желая как можно лучше познакомиться с культурой зарубежья, через два года отправляется в путешествие по Европе, продлившееся почти 20 лет!
Представьте, с каким багажом знаний и без того образованная Дашкова вернулась в Россию! Во время поездки она постоянно общалась с ведущими представителями европейской науки и культуры, среди которых были Дени Дидро, Вольтер, Адам Смит, Уильям Робертсон, Джозеф Блейк и даже Бенджамен Франклин. Неудивительно, что после возвращения на родину Екатерина II предложила княгине возглавить Петербургскую академию наук. Дашкова была потрясена: «И если бы я упала прямо с облаков, то менее удивилась бы, чем в ту минуту: императрица предложила мне место директора Академии искусств и наук».
Екатерина Романовна конечно согласилась и сразу же принялась за наведение порядка, который действительно был необходим. Президент Академии — граф Разумовский — почти всегда был занят личными делами и совсем не уделял внимания учреждению, а предшественник Дашковой — писатель Домашнев — и вовсе был обвинён в хищении средств Академии. Княгиня же наладила работу типографии, снизила цены на карты, книги и альманахи, издававшиеся Академией, занялась закупкой необходимого для научной работы инвентаря, распорядилась построить новые печи для работы химического отдела. То есть сделала всё, чтобы восстановить статус и доходы вверенного ей учреждения.
Однако это не стало пределом. Впереди Дашкову ждала новая вершина — княгине удалось реализовать ещё одну серьёзную и очень важную задумку. Как-то Екатерина Великая и Екатерина Малая неспешно гуляли по Царскосельскому саду, когда вдруг княгиня, рассуждавшая о богатстве и красоте русского языка, выразила удивление, «почему государыня, способная оценить его достоинство и сама писатель, никогда не думала об основании Российской академии». Императрица в этот момент, должно быть, подумала: «Справедливое замечание, дорогая Екатерина Романовна». Но вместо этого сказала, что уже отдала приказание «относительно подобного учреждения».
Так по инициативе княгини 11 октября 1783 года была учреждена Императорская Российская академия, главной целью которой было исследование русского языка. Сама Дашкова стала её первым председателем. С этого дня закипела деятельность не просто Екатерины Романовны Дашковой, но предводительницы двух Академий наук, передового деятеля просвещения и ключевой фигуры в истории изучения русского языка. Княгиня увеличила количество стипендий для воспитанников академии, организовала регулярное проведения публичных лекций, которые способствовали популяризации науки среди широких слоёв населения, и даже создала «переводческий департамент», чтобы русское общество могло читать лучшие иностранные произведения на родном языке. Главным плодом трудов Дашковой стало издание полного толкового Славяно-российского словаря, впоследствии шеститомного «Словаря Академии Российской».
29 ноября 1783 состоялось легендарное академическом заседание, на котором Екатерина Романовна спросила у присутствовавших, действительно ли в слове «iолка» разумно использовать «iо», которые можно заменить на единую «ё». Так княгиня стала создательницей новой буквы русского алфавита, которой, однако, некоторые до сих пор пренебрегают, то ли из лени, то ли из желания экономно расходовать типографскую краску. Ради кого, спрашивается, старалась Дашкова?..
Как бы то ни было, княгиня, сама того не зная, совершила маленькую языковую революцию, а затем занялась изданием журналов. Был основан сатирический журнал «Собеседник любителей российского слова», в котором публиковались не только Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович и Княжнин, но и обе Екатерины. В 1786 году Академия наук стала выпускать «Новые ежемесячные сочинения» и «Российский Театр» (собрание всех отечественных театральных сочинений, которые вышли в 43 частях).
Виноват ли журнал или же сама Дашкова, однако в 1795 году великий просветительский союз двух Екатерин распался. В «Российском Театре» была опубликована политически смелая трагедия Якова Вадимовича Княжнина «Вадим», которая очень не понравилась императрице. В пьесе Княжнин трактовал российского государя как узурпатора, находящегося под влиянием революции, произошедшей во Франции.
Конец истории жизни Екатерины Романовны Дашковой, увы, не самый счастливый. После смерти Екатерины II княгиню ждала опала: престол занял обиженный на мать-императрицу Павел I. Новый государь не был намерен прощать тех, кто когда-то помог Екатерине свергнуть супруга (Петра III — отца Павла). Когда на престол взошёл Александр I, Дашковой было предложено вновь возглавить Академию наук, но в этот раз княгиня ответила отказом, сославшись на слабое здоровье.
Екатерина Романовна провела последние годы жизни в своём имении в Калужской губернии, занявшись написанием мемуаров «Записки княгини Дашковой, урожденной Воронцовой». Княгиня поняла, что пришло время подвести итоги и подготовить для потомков достоверный рассказ о том, как прошла её насыщенная событиями жизнь. Екатерина Малая скончалась в 1810 году. Она была похоронена в селе Троицкое Тарусского уезда Калужской губернии.
В рубрике «ДНК языка» мы узнаём о жизни и деятельности русских филологов, лингвистов и людей, повлиявших на развитие нашего языка. В конце каждого текста вас всегда будут ждать интересные факты! Обязательно читайте материал до конца, чтобы их не пропустить, и подписывайтесь на «Dataslov»!
Автор: Алёна Емельянова
Дизайнер: Мария Окунь