Фотография далеко не сразу превратилась в искусство: потребовалось время, чтобы из утилитарного и простого механизма получилось нечто исключительное и особенное. Однако сейчас фотоискусство — одна из немногих форм творчества, доступных практически каждому: благодаря современным гаджетам каждый из нас в той или иной мере является художником... фотохудожником.
С этой точки зрения, интересно узнать, а с чего, собственно, все начиналось? И как фотография стала самой массовой формой искусства? Один из вариантов найти ответ — увидеть ретроспективу развития фотографии от первых снимков до сегодняшних дней.
Такую возможность предоставляет масштабная выставка «Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта» - еще один подарок выставочного зала «Манеж», где все время проходят исключительные по масштабу и тематике выставочные проекты (например, посвященные русскому балету или африканскому искусству).
Изучать экспонаты выставки действительно интересно по ряду причин. Во-первых, это, собственно, история фотографии с технической стороны — можно увидеть трансформацию техники, камер, узнать много нового о видах и способах создания фотоснимков.
Во-вторых, основная цель выставки — ретроспектива всей истории отечественного фотоискусства во всех самых мельчайших деталях. Так, особенно интересно пытаться уловить, переходя от фотографии к фотографии, тот момент, когда обычные фотофиксации каких-то событий трансформируются в первые попытки запечатлеть нечто прекрасное, не имеющее практической ценности.
Первыми шагами в этом отношении стала, конечно пейзажная фотография — черно-белые снимки очень обобщенно передают красоту и многогранность живой природы, но они, безусловно, важны как символ: до этого фотография играла лишь исключительно утилитарную роль, заключающуюся в фиксации этапов строительства зданий, сохранении портретов людей — все это очень важно с исторической точки зрения, но в плане красоты, эстетики не имеет никакого значения.
И вот, кто-то в какой-то момент решил зафиксировать пейзаж, не имеющий никакого практического значения — просто очередная попытка запечатлеть красоту мгновения, поймать, уловить ее тонкие грани в окружающем мире. Но этот крошечный жест, может даже случайный, стал огромным шагом на пути трансформации фотографии: ведь стремление уловить красоту окружающего мира, отразить ее, понять ее роль и значимость в жизни — это уже главная составляющая искусства.
Как только этот шаг был сделан, фотографии уже не суждено было вернуться на прежний, ограниченный и утилитарный путь существования, она трансформировалась и приобрела новое значение, стала развиваться как новая форма искусства и развитие это было бурным и красочным.
Так, на смену простым пейзажным фотографиям быстро пришли постановочные кадры, сначала все также - в окружении природы или на фоне чего-то красивого и необычного.
Затем обнаружилось еще одно качество фотографии — способность менять ракурс на привычные вещи и явления без каких-либо дополнительных средств и постановок. И вот у нас уже фактически отдельное направление спокойно и успешно существующее и в наши дни — целая масса замечательных кадров, позволяющих превратить зарисовки из скучной повседневности в веселую и яркую картинку или прекрасную фантазию.
А дальше больше: оказалось фотография достаточно многогранна не только в плане ракурса, игры света и цвета, но и в отношении используемых технических средств — различные приспособления, опыты с пленкой, камерами и даже искусственным интеллектом и нейросетями...
В итоге уже в 1960-1970-е гг. появляется столько направлений и стилей, столько жанров фотоискусства, что даже в рамках такого масштабного проекта как данная выставка представить их в полном объеме просто физически невозможно.
Самыми интересными в этом отношении являются, конечно, работы последних лет — фотополотна творческой группы ГрОМ, созданные на стыке фотографии и искусственного интеллекта.
Здесь фотография представляет лишь основу — исходный материал и общую канву, которую трансформируют в нечто новое и исключительное.
Все работы этой группы очень красочные, все наделены значением и символикой, разбираться в которой безумно интересно: вроде бы сначала кажется, что уловил общую идею, но заметив очередной фрагмент или посмотрев на красочную фотографию под другим углом, начинаешь сомневаться в правильности догадки.
Безусловно, эти работы — самые масштабные и яркие, каждая из них — попытка заглянуть в будущее, увидеть дальнейшее развитие человека, общества, цивилизации. В этом отношении немного пугает тот факт, что по мере перехода от одной фотокартины студии ГрОМ к другой людей на каждой из них все меньше и меньше, а где-то и вообще нет.
Однако несмотря на всю свою красочность, эти работы — отнюдь не самые запоминающиеся экспонаты выставки. Почему? Все просто: потому, что собственно фотография в них потерялась, ушла, утратила свое изначальное значение окончательно и бесповоротно, а ведь в этой базовой утилитарности крылась одна из главных особенностей, превращающая фотографию в одно из самых массовых и любимых направлений искусства.
И вот здесь, наконец, в-третьих: лично для меня, главная ценность экспонатов выставки — возможность увидеть маленькие фрагменты жизни, кусочки счастливых и грустных мгновений, запечатленные намеренно или случайно — улыбки, жесты, мимику настоящих, живых людей.
Все мы часто замечали, что самые удачные фотографии — те, которые сделаны случайно, между прочим. Не потому ли, что в них скрыто ласковое обаяние жизни, ее истинная, чистая красота, не испорченная игрой и постановкой, ширмой общепринятых представлений, искусственностью?
Такие фотографии были всегда, и их особенно радостно находить в массе разноформатных кадров и фотоэкспериментов, в них нет сложностей и нарочитой эстетики, вызова и китча, часто они не соблюдают базовые требования постановки кадра, что должно бы сделать их менее привлекательными для зрителя...
Но почему-то они все равно запоминаются лучше всего: простая утренняя зарядка в детском саду, два силуэта девушек в солнечной дымке старинного воспоминания из давно ушедшей эпохи, серая пелена послевоенной разрухи, на осколках которой измученные голодной блокадой женщины бережно устанавливают статую — для этой работы у них нет ни сил ни опыта, но они все равно ее делают, хотя разве в послевоенное лихолетье было мало других занятий? Неужели не было ничего другого более важного?
Из той же тематики и фотография «Чайковский»: в разрушенном бомбежкой доме несколько советских солдат, один из которых играет на пианино, а все остальные его завороженно слушают... Одна из самых сильных фотографий, приковывающая взгляд и внимание, и буквально врезающаяся в память...
Здесь как и в других магия фотографии запечатлела самую сложную и самую совершенную форму красоты — красоту человеческой души, ее силу и стойкость даже перед лицом самых страшных испытаний.
Только фотографии удается, ввиду своей скорости и вездесущности, поймать такие мгновения, когда в человеке проступает самое сокровенное и самое светлое, не потому ли мы так ценим фотографию и так стремимся стать творцами в мире фотоискусства?
Беспристрастность, легкость, доступность и способность уловить мгновение — сокровенные движения души — все это делает фотографию самым совершенным способом обретения прекрасного, самым лучшим «соратником» в поисках красоты...
P.S.: я не стала исключением и тоже влюбилась в фотографию, когда-то пыталась вести о ней отдельный канал, который, к сожалению пришлось удалить, в скором времени публикации, созданные там, появятся на этом канале, а пока мои скромные «фотоопусы» можно увидеть в отдельной подборке на канале
Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺