Найти тему
В поисках красоты

🌺 Грустный и красочный мир современного африканского искусства на примере одной выставки

Ни одна статья не давалась мне так тяжело, как эта... Выставка «Перевернутое сафари. Современное африканское искусство» давно прошла, а написать о ней я сподобилась лишь через три месяца. Почему? Наверное из-за того, что еще ни одна экспозиция предметов искусства не оставляла у меня в душе столь тягостного послевкусия. И это несмотря на красочность, многоликость и совершенно исключительную, пусть и несколько примитивную эстетику...

"Танцовщицы живота", Медерик Тюрей, 2021г., Кот д'Ивуар, из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"
"Танцовщицы живота", Медерик Тюрей, 2021г., Кот д'Ивуар, из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"

Искусство Африки для меня столь же далекий и непривычный мир, как и сам этот континент. Конечно, какие-то отдельные яркие и выразительные элементы традиций, культур африканских народов нет-нет да и встречались, правда чаще всего в качестве источников вдохновения западноевропейских художников и дизайнеров. И вот счастливый шанс - возможность увидеть масштабную выставку сразу нескольких африканских художников...

Никиси-нконди, первая половина 20 века, из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"
Никиси-нконди, первая половина 20 века, из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"

Чего я ожидала? Красок, экзотики, буйства жизни, радостных впечатлений, наполненных жарким маревом южного солнца, восхитительной зелени... да много еще чего — сказалось поверхностное восприятие специфики африканского континента, которое ненавязчиво транслируется в поп-культуре, моде, дизайне...

Что осталось в итоге: грусть, какая-то щемящая тоска и чувство стыда... За что? За то, что в своем бесконечном нытье на тему как нам бедным тяжело живется, мы забываем о том, что где-то есть целые народы, культуры, чье существование есть постоянное выживание на грани, в по-настоящему ужасающих условиях...

Поначалу впечатления были приятными: наряду с собственно африканскими произведениями посетители могли увидеть работы отечественных художников, вдохновленные Африкой.

Из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"
Из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"

Здесь, как правило, была представлена привычная для европейского воображения какофония красок и нарочито примитивных образов, вкупе с чем-то непонятным и экзотическим, что тщетно пытается осмыслить и переварить невзыскательный разум.

"Африканские купола", Наташа Арендт, 2023г., из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"
"Африканские купола", Наташа Арендт, 2023г., из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"

Так, если «Африканские купола» от Наташи Арендт выглядят интересно и даже приятно — в них есть некое теплое доброе обаяние, а в продуманности и качестве исполнения деталей чувствуется мастерство и труд художника - то дальше становится как-то не по себе.

Странная работа Екатерины Зорькой «Малый дух» кажется какой-то подделкой — злой иронией, высмеивающей примитивизм традиционных образов, идолов и символов африканской культуры.

"Малый дух", Екатерина Зорькая, 2023 г., из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"
"Малый дух", Екатерина Зорькая, 2023 г., из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"

Первые же по-настоящему ощутимые болезненные уколы где-то в глубине души возникают при просмотре фотографий Ольги Мичи - созданная ею серия называется «Уязвимые».

Фотография как самое реалистичная форма искусства беспристрастно воспроизводит подлинную картину — изнанку африканской действительности: люди, обреченно исполняющие роль экзотической диковинки, их внутренний мир никому не нужен и не интересен, западная цивилизация отказалась признавать в них равных, единственный способ выжить для них — играть...Кого? Оживший экспонат для развлечения туристов...

Фотографии из проекта "Уязвимые" 2017-2018гг., Ольга Мичи, из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"
Фотографии из проекта "Уязвимые" 2017-2018гг., Ольга Мичи, из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"

Фотографии уже собственно африканских художников продолжают отчасти развивать это направление мысли и в то же время пытаются нащупать что-то уникальное, показать проблематику современной африканской реальности, культуры, ее ограниченного и устаревшего восприятия.

Так, Намза Леуба в созданных ею образах пытается отразить виденье африканской культуры в так называемом «цивилизованном» мире. Что можно увидеть в странных позах ее моделей? Сложную эстетику, необычные средства выразительности, противопоставление примитивных элементов африканской культуры более «развитым» западным?

Лично мне в них видится некая форма грустного сарказма: даже если африканец будет считаться полноправным членом западного общества, это самое общество все равно будет считать его ниже уровнем, а его культуру, традиционные представления его народа, его искусство и эстетику — примитивной и отсталой.

Цикл «Зулусские дети» этого же фотографа также пытается обратить наше внимание на ценности и трагическую судьбу целого африканского народа. Маленькие ребятишки в национальных костюмах, запечатленные на фоне страшной, убогой реальности — эти дети лишены львиной доли того простого базового комплекта привычных радостей детства, который в нашем мире большинству ребятишек кажется скучным, ограниченным и мизерным уже к первым 4-5 годам жизни...

Но при всем при этом в их маленьких фигурках столько силы и стойкости, жизни, чего-то настоящего, чего-то почти трагического....

"Взгляд Медузы", 2022г., Летиция Кай, из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"
"Взгляд Медузы", 2022г., Летиция Кай, из экспонатов выставки "Перевернутое сафари"

Другие фотографы: Летиция Кай и Медина Даггер, чьи работы также были представлены на выставке, пытаются обратить внимание на проблему еще одной части африканского населения, почти столь же бесправной и беззащитной как дети — женщин...

У Летиции это сложные образы с моделями, чьи волосы закручены в прихотливые узоры и орнаменты, вдохновленные традиционными прическами жительниц Африки. Здесь снова смешение символов и намеков: та же проблема восприятия западным миром, равноправие женщин, их уязвимость и зависимость от приписываемых им ролей в традиционном обществе.

У Медины Даггер же ярче освещена религиозная специфика — главным в ее работах является традиционный для мусульманок Нигерии хиджаб, лишающий женщин каких-либо средств самовыражения, скрывающий их красоту, подчеркивающий их более низкое, почти бесправное положение.

Но с помощью работ фотохудожницы этот элемент одежды становится чем-то особенным, уникальным, красочным... чем-то по-настоящему красивым...

Подобное качество, с точки зрения привычного представления о красоте, вообще было трудно идентифицировать в работах африканских художников, представленных на выставке: краски, необычные средства выражения, непривычные сюжеты и глубокий символизм — да, но эстетика, красота...

Хотя, возможно, я опять-таки сужу предвзято с позиции обывателя, воспитанного в первую очередь на традиционно западных, классических представлениях о красоте...

Возможно, другие работы, речь о которых пойдет во второй части статьи, помогут сформировать окончательное, более объективное представление.

Другие статьи о современном искусстве можно посмотреть в отдельной подборке:

Загадки современного искусства | В поисках красоты | Дзен

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺