Ни одна статья не давалась мне так тяжело, как эта... Выставка «Перевернутое сафари. Современное африканское искусство» давно прошла, а написать о ней я сподобилась лишь через три месяца. Почему? Наверное из-за того, что еще ни одна экспозиция предметов искусства не оставляла у меня в душе столь тягостного послевкусия. И это несмотря на красочность, многоликость и совершенно исключительную, пусть и несколько примитивную эстетику...
Искусство Африки для меня столь же далекий и непривычный мир, как и сам этот континент. Конечно, какие-то отдельные яркие и выразительные элементы традиций, культур африканских народов нет-нет да и встречались, правда чаще всего в качестве источников вдохновения западноевропейских художников и дизайнеров. И вот счастливый шанс - возможность увидеть масштабную выставку сразу нескольких африканских художников...
Чего я ожидала? Красок, экзотики, буйства жизни, радостных впечатлений, наполненных жарким маревом южного солнца, восхитительной зелени... да много еще чего — сказалось поверхностное восприятие специфики африканского континента, которое ненавязчиво транслируется в поп-культуре, моде, дизайне...
Что осталось в итоге: грусть, какая-то щемящая тоска и чувство стыда... За что? За то, что в своем бесконечном нытье на тему как нам бедным тяжело живется, мы забываем о том, что где-то есть целые народы, культуры, чье существование есть постоянное выживание на грани, в по-настоящему ужасающих условиях...
Поначалу впечатления были приятными: наряду с собственно африканскими произведениями посетители могли увидеть работы отечественных художников, вдохновленные Африкой.
Здесь, как правило, была представлена привычная для европейского воображения какофония красок и нарочито примитивных образов, вкупе с чем-то непонятным и экзотическим, что тщетно пытается осмыслить и переварить невзыскательный разум.
Так, если «Африканские купола» от Наташи Арендт выглядят интересно и даже приятно — в них есть некое теплое доброе обаяние, а в продуманности и качестве исполнения деталей чувствуется мастерство и труд художника - то дальше становится как-то не по себе.
Странная работа Екатерины Зорькой «Малый дух» кажется какой-то подделкой — злой иронией, высмеивающей примитивизм традиционных образов, идолов и символов африканской культуры.
Первые же по-настоящему ощутимые болезненные уколы где-то в глубине души возникают при просмотре фотографий Ольги Мичи - созданная ею серия называется «Уязвимые».
Фотография как самое реалистичная форма искусства беспристрастно воспроизводит подлинную картину — изнанку африканской действительности: люди, обреченно исполняющие роль экзотической диковинки, их внутренний мир никому не нужен и не интересен, западная цивилизация отказалась признавать в них равных, единственный способ выжить для них — играть...Кого? Оживший экспонат для развлечения туристов...
Фотографии уже собственно африканских художников продолжают отчасти развивать это направление мысли и в то же время пытаются нащупать что-то уникальное, показать проблематику современной африканской реальности, культуры, ее ограниченного и устаревшего восприятия.
Так, Намза Леуба в созданных ею образах пытается отразить виденье африканской культуры в так называемом «цивилизованном» мире. Что можно увидеть в странных позах ее моделей? Сложную эстетику, необычные средства выразительности, противопоставление примитивных элементов африканской культуры более «развитым» западным?
Лично мне в них видится некая форма грустного сарказма: даже если африканец будет считаться полноправным членом западного общества, это самое общество все равно будет считать его ниже уровнем, а его культуру, традиционные представления его народа, его искусство и эстетику — примитивной и отсталой.
Цикл «Зулусские дети» этого же фотографа также пытается обратить наше внимание на ценности и трагическую судьбу целого африканского народа. Маленькие ребятишки в национальных костюмах, запечатленные на фоне страшной, убогой реальности — эти дети лишены львиной доли того простого базового комплекта привычных радостей детства, который в нашем мире большинству ребятишек кажется скучным, ограниченным и мизерным уже к первым 4-5 годам жизни...
Но при всем при этом в их маленьких фигурках столько силы и стойкости, жизни, чего-то настоящего, чего-то почти трагического....
Другие фотографы: Летиция Кай и Медина Даггер, чьи работы также были представлены на выставке, пытаются обратить внимание на проблему еще одной части африканского населения, почти столь же бесправной и беззащитной как дети — женщин...
У Летиции это сложные образы с моделями, чьи волосы закручены в прихотливые узоры и орнаменты, вдохновленные традиционными прическами жительниц Африки. Здесь снова смешение символов и намеков: та же проблема восприятия западным миром, равноправие женщин, их уязвимость и зависимость от приписываемых им ролей в традиционном обществе.
У Медины Даггер же ярче освещена религиозная специфика — главным в ее работах является традиционный для мусульманок Нигерии хиджаб, лишающий женщин каких-либо средств самовыражения, скрывающий их красоту, подчеркивающий их более низкое, почти бесправное положение.
Но с помощью работ фотохудожницы этот элемент одежды становится чем-то особенным, уникальным, красочным... чем-то по-настоящему красивым...
Подобное качество, с точки зрения привычного представления о красоте, вообще было трудно идентифицировать в работах африканских художников, представленных на выставке: краски, необычные средства выражения, непривычные сюжеты и глубокий символизм — да, но эстетика, красота...
Хотя, возможно, я опять-таки сужу предвзято с позиции обывателя, воспитанного в первую очередь на традиционно западных, классических представлениях о красоте...
Возможно, другие работы, речь о которых пойдет во второй части статьи, помогут сформировать окончательное, более объективное представление.
Другие статьи о современном искусстве можно посмотреть в отдельной подборке:
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺