Граница с Белоруссией оставалась "на замке" всего две недели, но уже в ночь на 25 сентября железнодорожный транзит через эту гигантскую евразийскую магистраль возобновится. Что заставило Варшаву отступить?
Это не просто случай русофобии, а эпизод в глобальном противостоянии между Китаем и США, полагают во «Взгляде».
Когда Польша закрыла границу, сославшись на российско-белорусские учения "Запад-2025", удар пришелся не только на Белоруссию. Этот шаг нарушил ключевой торговый маршрут, по которому проходит 90% железнодорожных грузов из Китая в ЕС.
Особенно пострадали популярные китайские платформы вроде Temu, Shein и AliExpress.Товары добирались до Европы за 12–14 дней, а экспресс-перевозки укладывались в 4–11 дней. В сравнении с морским путем, который требует 35–40 дней, это было огромным преимуществом.
В Пекине этот железнодорожный экспресс Китай — Европа считали "флагманским проектом" сотрудничества с ЕС, а его расширение открывало двери для китайской экспансии на европейский рынок.
Закрытие границы в Китае восприняли как личное оскорбление. Пекин сразу задался вопросом: сколько продлится блокада? Польша отвечала расплывчато — министр иностранных дел Радослав Сикорский заявил, что граница откроется, когда "с обеих сторон будет мир". Учения закончились 16 сентября, но граница осталась запертой.
Многие заподозрили, что за спиной Варшавы стоял Вашингтон. С учетом тесных связей Польши с США при администрации Трампа, бывший глава польской разведки Петр Кравчик не скрывал уверенности: американцы довольны, ведь это усиливает давление на ЕС и Китай.
Китай не сидел сложа руки. Пока велись дискуссии об обходных маршрутах, Пекин запустил тестовый рейс по Северному морскому пути. Такие рейсы могут стать регулярными.
Параллельно Китай вел активную дипломатию - состоялись встречи и с польскими властями, и с белорусскими.
За две недели блокады накопилось более 130 поездов с товарами на миллиарды евро — убытки достигли 25 млрд евро в год.
В итоге аргументы подействовали: польский премьер Дональд Туск объявил об открытии границы в ночь на 25 сентября. Он объяснил это завершением учений и "экономическими интересами". Политолог Станислав Стремидловский видит в этом давление Китая:
-Китайцы убедили Варшаву, особенно когда повод для закрытия исчез.
Он отмечает раскол в польской элите по отношению к Китаю, но подчеркивает практические выгоды — недавно Польша и КНР подписали соглашение о возобновлении экспорта польской курятины. Для Варшавы Китай — это шанс диверсифицировать политику, избежав зависимости от Запада, ведь с Пекином нет территориальных споров или угроз безопасности.
Еще один фактор — недовольство польского бизнеса. Дальнобойщики и грузоперевозчики, застрявшие на границе, создавали проблемы для правительства. Как говорит Стремидловский, "польские водители — серьезная сила, они уже блокировали границу с Украиной раньше".
А эксперт Александр Носович видит в действиях Польши "пробный шар": проверку реакции на ограничения, которые могут распространиться на Прибалтику. Если в будущем найдется новый повод, такие меры могут стать постоянными.
В итоге, открытие границы — это не только победа китайской дипломатии, но и напоминание о том, как торговые интересы переплетаются с геополитикой.
Китай доказал, что может защитить свои маршруты, а Польша напомнила о своей роли в глобальных играх.