3 октября 2025 года исполняется 130 лет со дня рождения великого поэта России Сергея Есенина. Сергей Александрович родился в Рязанской области, в селе Константиново. Но настоящее признание и славу получил, переехав в Москву. «Я люблю этот город вязевый, пусть обрюзг он, и пусть одрях. Золотая дремотная Азия опочила на куполах», - писал поэт о столице.
В Москве много адресов, связанных с Сергеем Есениным. Один из них - больница санаторного типа на улице Большая Полянка в Замоскворечье. Там поэта окружила теплая атмосфера и профессиональный уход. В клинике Есенин жил в большой светлой палате с четырьмя окнами. В палате он находился не один. Но сосед оказался на редкость деликатным – уходил, когда поэта навещали друзья и родные. «Впервые Есенина в санатории на Большой Полянке я увидел в прекрасно отутюженном сером костюме. Это был статный блондин со светло-голубыми глазами. Больше всего в нем подкупали скромность и простота, умение сказать ласковое слово любому больному». Таким вспоминает поэта его поклонник. Но оставаться в клинике долго Есенин не мог. В начале февраля 1924 года он покинул Большую Полянку.
Несколько дней спустя поэт оказался в Шереметьевской больнице (ныне известный всем «Склиф») в Москве с диагнозом «рваная рана предплечья». Сергей Александрович поскользнулся на тротуаре и, падая, попал рукой в полуподвальное окно сапожной мастерской. Его госпитализировали в хирургическое отделение и сделали операцию.
Как и в клинике на Большой Полянке поэт стал объектом внимания и поклонения врачей, больных и посетителей Шереметьевской больницы. Трогательная дружба возникла между Сергеем Есениным и искалеченным беспризорником, который лечился там же. Вот, что вспоминал об этом друг поэта.
«Сергей попросил позвать к себе одного беспризорного мальчика, который повредил ногу и передвигался на костылях. Он оказался «приятелем» Сергея, о чем можно было судить по их взаимоотношениям. По просьбе Сергея мальчик пел нам одну за другой песни. Сюжет песен был обычный: о горемычном житье-бытье сиротки, о подвигах какого-то генерала, о наступлении красных. Мотив песен был похож на народные «Любила меня мать, обожала» и «Маруся отравилась». Сергей, зная репертуар мальчика, сам заказывал песни и, лежа с сияющими глазами, подпевал ему».
Друзья Есенина вспоминали, что найти его палату было несложно – больные, врачи и посетители знали, где находится популярный поэт и охотно указывали дорогу. «Сергей лежал на кровати, покрытый серым одеялом. Перевязанная рука была под одеялом, здоровой рукой он пожимал нам руки. Он осунулся, и его лицо имело желто-зеленый оттенок. Его мучила боль, и он часто подергивался во время разговора, чтобы мы не обратили внимание на то, что ему еще плохо», - вспоминал приятель поэта. По словам близких, столик рядом с кроватью был уставлен пакетами с едой так плотно, что новые передачи приходилось ставить на стулья.
Лечащий врач, поклонник Есенина, исправил соответствующим образом его диагноз, чтобы продержать поэта подольше в клинике и дать ему возможность восстановиться, хотя травма, по его словам, была пустяшная.
"Я московский озорной гуляка. По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит"...
(С. Есенин)
Благодарим за лайки и комментарии.