Найти в Дзене
Кино-Театр.Ру

Мертвый сезон: Как возник и менялся современный зомби-хоррор

24 сентября международная онлайн-платформа Disney+ покажет американский анимационный мини-сериал «Зомби Marvel», основанный на одноимённой серии комиксов издательства Marvel. Чем не повод вспомнить, как полвека назад вообще сформировался жанр зомби-хоррора, как он падал и снова поднимался в глазах благодарной публики и в какой кондиции живые трупы сейчас. Дмитрий Соколов рассказывает, что произошло с зомби за годы их верной службы кинематографу.

1 октября 1968 года на американские экраны вышел малобюджетный черно-белый хоррор молодого режиссера Джорджа Ромеро под незамысловатым названием «Ночь живых мертвецов». С этого момента начинается современная история зомби-хоррора: именно ромеровский фильм предложил зрителям и кинематографистам тот образ зомби, который остается востребованным и сейчас, несмотря на ряд важных модификаций. В этом отношении «Мертвые не умирают» можно рассматривать как своего рода некролог для жанра. Фирменная ирония Джармуша здесь направлена на стремление внести в зомби-хоррор глубокие идеи (их здесь озвучивает переодетый в бомжа Том Уэйтс, играющий роль авторского голоса), равно как и на клишированные сюжетные повороты. Вроде обороны дома от наседающих мертвецов или заключительной разборки с ордами зомби, снятой в красивом рапиде. Есть определенная ирония и в том, что именно такой – заполненный абсурдными диалогами и яркими, но апатичными персонажами – фильм про зомби удостоился показа в Каннах. Жанр, известный остросоциальной метафоричностью, представлен работой, в которой эта метафоричность откровенно (и не очень удачно) высмеивается. Впрочем, как хорошо известно, мертвые способны восставать из могилы снова и снова – а это значит, что зомби-хоррор вряд ли стоит хоронить всерьез и надолго.