Девочки, одно из наших эмпирических наблюдений гласит: на Западе есть свобода слова, просто реализация прав на эту свободу всегда осуществляется с определённым, чётко рассчитанным опозданием. Иными словами, информация раскрывается только тогда и только в том случае, когда и если она ни на что не влияет.
Выгодоприобретатели же, пусть и бывают раскрыты, к моменту публикации порочащих сведений либо находятся вне зоны доступа (как Трамп с Эпштейном), либо не в сознании, как бывший президент США Джозеф Байден.
Убеждены: рано или поздно мы узнаем, какая американская служба подорвала "Северные потоки", какой американский застройщик получил жирные контракты на строительство украинских укрепрайонов и даже кто и в чьих интересах стрелял в Чарли Кирка, просто время для этого ещё не пришло. Эти данные пока что имеют определённую ценность и могут повлиять на развитие событий, а потому публиковать их нельзя.
А что публиковать можно? Ну вот вам, пожалуйста, свежий пример.
Внезапно компания Google признала, что администрация президента Джо Байдена "оказывала давление" на технологического гиганта и YouTube, чтобы они подвергали цензуре контент, который, по мнению администрации, был "дезинформацией" по темам эпидемии ковида 2019 года и президентских выборов в США 2020 года.
Об этом в ходе выступления перед перед Комитетом по судебной власти Палаты представителей (нижняя палата Конгресса США), а позже в письме конгрессмену Джиму Джордану (республиканцу из Огайо) заявил адвокат материнской компании Alphabet (владеет Google и YouTube) Дэниел Донован.
Напомним, цензура была реализована в весьма изящной форме: на цифровых платформах работали летучие факт-чекеры (проверятели фактов), которые все неугодные для администрации Байдена факты помечали как лживые, а сами платформы уже на этом основании банили аккаунты тех, кто писал, что эпидемия ковида была гигантской авантюрой фарм-индустрии, а президентские выборы 2020 года выиграл Трамп, а не Байден.
В банном угаре под запрет попал даже нынешний заместитель директора ФБР Дэн Бонгино, а также старший советник администрации Трампа первого созыва по политическим и стратегическим вопросам Стив Бэннон. Да, вы скажете, что это цепные псы кровавого режима Трампа, но, девочки, теперь ситуация изменилась, и их зовут обратно в Гугл и Ютуб, несмотря на их радикальные взгляды, и не потому, что они их изменили.
Иронии этому процессу придаёт и откровенная показуха, которая сопровождает колебания цифровых платформ вместе с линией партии. Например, институт факт-чекерства Google отменил в декабре 2024 года, то есть, уже после того, как стало известно о победе республиканца Трампа (ноябрь 2024 года), но ещё до того, как он официально стал президентом США (январь 2025 года).
Если вы думаете, что Гугл с Ютубом были одни, то это не так. Марк Цукерберг, генеральный директор Meta (признана экстремистской в России), материнской компании Facebook и Instagram (запрещены в России), в интервью Джо Рогану заявил, что администрация Байдена "фактически заставляла" его компанию цензурировать большинство публикаций по теме COVID-19. "При том, что я сам, вообще-то, сторонник вакцинации", — удивлённо добавлял он.
Звучат и другие эмоциональные оценки произошедшего: юрист Alphabet Донован пишет, что попытки администрации Байдена диктовать информационную политику Google и YouTube были "неправильными и неприемлемыми".
Охотно соглашаемся, но спрашиваем: а что будет, если следующие президентские выборы в США выиграют демократы?