Найти в Дзене
Эпос Клио

Измена и блуд: как наказывали за прелюбодеяние в Средние века

Средневековье, с его благородными рыцарями и прекрасными дамами было ареной для таких драм, что бразильский сериал Клон покажется сказкой. За стенами замков кипели нешуточные страсти, плелись изощренные интриги, а скелеты в шкафу были у каждой знатной семьи. Неверность в те времена была не какой-то там неурядицей или поводом для развода, а проступком, затрагивающим честь, собственность, а иногда и судьбу государства. Вопрос о равенстве полов в Средневековой Европе, мягко говоря, не стоял. Особенно сильно это проявлялось в отношении к изменам. В основе средневекового правосудия лежали двойные стандарты. Измена благоверного хоть и порицалась церковью как грех, в светском суде обычно рассматривалась как незначительный проступок! Да, судебная власть смотрела сквозь пальцы на мужской адюльтер. Из серии: если уж сходил налево, так заплати штраф и покайся. С кем не бывает?! А вот неверность супруги приравнивалась к тяжкому преступлению. Почему? Всё дело в праве собственности. Жена считалась
Оглавление

Средневековье, с его благородными рыцарями и прекрасными дамами было ареной для таких драм, что бразильский сериал Клон покажется сказкой. За стенами замков кипели нешуточные страсти, плелись изощренные интриги, а скелеты в шкафу были у каждой знатной семьи. Неверность в те времена была не какой-то там неурядицей или поводом для развода, а проступком, затрагивающим честь, собственность, а иногда и судьбу государства.

Это другое!

Вопрос о равенстве полов в Средневековой Европе, мягко говоря, не стоял. Особенно сильно это проявлялось в отношении к изменам. В основе средневекового правосудия лежали двойные стандарты. Измена благоверного хоть и порицалась церковью как грех, в светском суде обычно рассматривалась как незначительный проступок! Да, судебная власть смотрела сквозь пальцы на мужской адюльтер. Из серии: если уж сходил налево, так заплати штраф и покайся. С кем не бывает?!

Истории из «Декамерона», Джованни Боккаччо, конец XIV века.
Истории из «Декамерона», Джованни Боккаччо, конец XIV века.

А вот неверность супруги приравнивалась к тяжкому преступлению. Почему? Всё дело в праве собственности. Жена считалась собственностью мужа и этаким «семейным активом». По сути главная функция супруги заключалась в рождении законных наследников, поэтому измена с её стороны ставила под угрозу чистоту всего рода. Таким образом женский адюльтер посягал на основу основ — патриархальный уклад. Чужой ребёнок в качестве наследника? Что вы, что вы! Уму непостижимо!

Система ценностей

Если мужчину за доказанную измену ждал денежный штраф (в худшем случае), то для женщин наказания были куда более изобретательными, и, что самое главное, публичными. Да, Средневековая Европа знала толк в унижении. Одним из самых «мягких» вариантов было пожизненное заточение женщины в монастырь. «Погуляла? теперь замаливай!» И всё же обычно правосудие превращалось в жестокое представление.

«Пленница», Эдмунд Лейтон, 1912 год.
«Пленница», Эдмунд Лейтон, 1912 год.

Блуднице могли обрить голову, и в одной рубахе провести через весь город под улюлюканье толпы. В некоторых регионах Германии неверную лишали кончика носа — метка прелюбодейки. В Дании за измену и вовсе полагалась высшая мера, в то время как за лишение жизни можно было откупиться штрафом. Как вам система ценностей? Позор блудницы падал на всю её семью, а разбитая вдребезги репутация не подлежала восстановлению.

Компенсация от... любовника

Сильный пол отделывался меньшей кровью. Это если говорить о мужниной измене. Ежели жену ловили с воздыхателем, то доставалось обоим! В одних регионах полюбовнику предлагалось оплатить штраф! Размер суммы зависел от статуса обманутого мужа. В других разлучнику доставалось «на орехи». Например, в Италии наказанием за подобное служила кастрация.

«Прачка», Луи Шалон, первая половина XX века.
«Прачка», Луи Шалон, первая половина XX века.

Популярным в Западной Европе стало публичное унижение: пару заставляли пройти по главной улице города без одежды. Для пущего эффекта их связывали вместе. Что интересно, «весёлое» шествие сопровождал глашатай с трубой. Чтобы никто из соседей не пропустил зрелище! Важно понимать, что для большинства людей потеря уважения в обществе была страшнее палача.

Знак качества

Крылатое выражение «наставить рога» мы используем по сей. А откуда оно взялось? История донесла до нас несколько версий, и одна из самых колоритных связана с византийским императором Андроником Комнином. Этот монарх был известным сердцеедом, и по словам современников не пропускал ни одной придворной дамы. В качестве «компенсации» мужьям своих пассий император даровал обширные охотничьи угодья.

Фрагмент портрета Андроника I Комнина, XV век.
Фрагмент портрета Андроника I Комнина, XV век.

Символом же милости монарха служили оленьи рога, которые торжественно прибивали к воротам поместья! Изначально это был символ почёта (мол, твоей женой заинтересовался сам император!), но со временем народная молва превратила знак в обидное прозвище для всех обманутых мужей. «Слыхали, Антипу-то рога наставили!»

К гадалке не ходи!

Как доказывали вину, если не было свидетелей? В ход шла ордалия. Этакое испытание, исход которого, как считалось, определяет Бог. В Средневековье ордалия была не каким-то там экспериментом, а законным «розыскным методом». Логика уступала место слепой вере. Обвиняемого могли заставить взять в руки раскалённый кусок железа и пронести его несколько шагов. Закричал? Сразу было видно, что виновен!

Ордалия водой. Миниатюра из хроники «Der Sachsenspiegel», между 1350 и 1375 гг.
Ордалия водой. Миниатюра из хроники «Der Sachsenspiegel», между 1350 и 1375 гг.

Почти с такой же частотой практиковали опускание руки в котёл с кипящей водой. Достал камень со дна? Значит обвинения беспочвенны. Или же на руку накладывали повязку, которую снимали через три дня в присутствии священника. Если ожоги заживали — чудо, невиновен! Если рана гноилась — виновен, как пить дать. Выживали после таких проверок единицы.

Развод? Забудьте!

Автор, а если брак превращался в испытание, можно ли было его расторгнуть? Практически нет, товарищ читатель. Церковь твёрдо стояла на своём: брак — святое таинство и на всю жизнь. Точка. Католическая церковь в Европе принципе не признавала разводов. Существовала лишь одна единственная лазейка — аннулирование брака. Для этого нужно было доказать, что союз был заключен с нарушениями: например, супруги оказались родственниками.

Молодая вдова и влюблённый старик, Лукас Кранах Старший, 1530 год.
Молодая вдова и влюблённый старик, Лукас Кранах Старший, 1530 год.

Самым весомым поводом было доказательство того, что брак не был консуммирован, то есть между супругами не было близости. Но доказать это было невероятно сложно и унизительно. Что интересно, доказанная измена жены не давала мужу права жениться снова!

Сирота европейская

Положение незаконнорожденных детей, или же бастардов, было незавидным. На Руси их презрительно называли «подзаборниками». Эти дети были живым укором и напоминанием о грехе, поэтому общество платило им той же монетой. Бастард не имел права наследовать имущество и титул отца. Фактически он оказывался на дне социальной лестницы, без роду и племени. Клеймо «незаконнорожденного» — этакий волчьий билет на всю жизнь.

Иллюстрация из «Шпицкой хроники»,  Дибольд Шиллинг Старший, 1480-е годы.
Иллюстрация из «Шпицкой хроники», Дибольд Шиллинг Старший, 1480-е годы.

Лишь в очень редких случаях, когда у знатного феодала не было законных сыновей, он мог признать бастарда своим наследником. Но для этого требовалось специальное разрешение монаршей особы или Папы Римского. Обычно уделом бастарда была бедность и презрение общества.

Измена по-королевски

Скандалы с изменами не были уделом одних лишь простолюдинов. Самые громкие драмы разыгрывались на вершине власти. Один из самых известных случаев — дело о Нельской башне. В 1314 году три невестки короля Филиппа IV Красивого — Маргарита, Бланка и Жанна Бургундские — были обвинены в супружеской неверности. Согласно доносу, они устраивали тайные свидания с двумя молодыми рыцарями — братьями д’Онэ.

На иллюстрации Маргарита Бургундская, золовки и рыцари сидят за столом. Палач ждёт за занавеской, XIX век.
На иллюстрации Маргарита Бургундская, золовки и рыцари сидят за столом. Палач ждёт за занавеской, XIX век.

Расследование было коротким, а расправа — жестокой. Рыцарей подвергли пыткам и приговорили к высшей мере. Девушек признали виновными. Маргариту и Бланку пожизненно заточили в замок, где первая вскоре закончила свои дни при загадочных обстоятельствах. Скандал не только разрушил королевскую семью но и мог стать одной из причин начала Столетней войны. Вот к чему приводят заигрывания!

Доверяй, но проверяй

Помните знаменитый «пояс верности»? Моделируем ситуацию: перед уходом в Крестовый поход ревнивый муж надевает на супругу железное бельё и запирает на замок. Но вот незадача: историки единодушны в том, что это не более чем миф! Причём рождённый в поздние эпохи. Большинство сохранившихся «поясов верности» — подделки XIX века или шуточные изделия эпохи Возрождения.

Попробуйте представить женщину, которая месяцами носит на теле ржавеющий замок, да ещё и в условиях полной антисанитарии. Ни к чему хорошему бы это не привело! На фотографии якобы старинный пояс верности с поясным ремнем и висячим замком.
Попробуйте представить женщину, которая месяцами носит на теле ржавеющий замок, да ещё и в условиях полной антисанитарии. Ни к чему хорошему бы это не привело! На фотографии якобы старинный пояс верности с поясным ремнем и висячим замком.

Само выражение «пояс целомудрия» в средневековых текстах действительно встречается, но лишь как яркая метафора духовной чистоты. Так что пояс верности — призрак из викторианских романов, а не реальность тёмных веков. Что немудрено, с учётом инквизиции!

Не измена, а флирт?

На фоне всего этого в аристократической среде расцвёл феномен куртуазности. На минуточку, это целая система ритуалов, воспетая трубадурами! Знатный рыцарь выбирал себе «даму сердца», как правило, замужнюю женщину, стоящую выше него по статусу! И посвящал ей то стихи, то музыку, то боевые подвиги. Причём их отношения обязательно должны были быть тайными и исключительно платоническими.

«Окончание песни», Эдмунд Лейтон, 1902 год.
«Окончание песни», Эдмунд Лейтон, 1902 год.

Рыцарь служил своей даме, как вассал сеньору, а она вдохновляла его на благородные поступки и хорошее поведение. Этакий флирт и искусство галантности. Однако на самом же деле грань между возвышенным поклонением и реальной изменой очень быстро стиралась.