За последние 300 лет господства на русском клиросе партесного стиля, классического хорового четырёхголосия, в Русской Православной Церкви сложился определённый «канон» из разных настроений. Это те настроения, которые, по мнению музыкантов, присущи или уместны в тот или иной момент богослужения. Такое музыкальное сопровождение - уникальное явление, аналогов которому найти довольно сложно, потому что даже там, где допускаются авторские сочинения — в Болгарии, в Сербии, в Румынии, — очень сильны и собственно церковные традиции, независимые от сочинений композиторов. Но в России не так, как в иных странах. Более того, отступление от этого "канона" считается не-молитвенным и разрушающим настроение литургии. "Херувимская" обычно начинается грустно, порой даже плаксиво, а завершается бравурно. "Милость мира" — наоборот. "Заупокойная ектения" — верх трагизма. "Многолетие" — верх оптимизма и т.п. Я не могу сказать, хорошо ли это или плохо, хотя бы потому, что как композитор сам придерживаюсь оп
"Литургия не подразумевает чередования концертных номеров..." Игумен Силуан (Туманов) о церковном пении
24 сентября24 сен
45
3 мин