Найти в Дзене
BASK.RU

Разрыв: история одного фильма

Интервью с автором сценария фильма "Разрыв" Александром Крастошевским Работа над фильмом «Разрыв» (рабочее название «В одной связке») шла почти год. Премьера – 1 ноября 2025 года, на вечере-встрече «Золото российского альпинизма 2025», который БАСК проведёт при поддержке группы компаний МОНТ, компаний VENTO, Swell, Спорт-Марафон в Большом концертном зале «Космос». Как появилась идея снять фильм о выдающихся российских альпинистах, почему его создание взяли на себя люди, далёкие от гор, и каково это, – снимать фильм про альпинизм, ни разу не видев облака под ногами? Задумались об этом вместе с вами, и решили поговорить с авторами фильма «Разрыв» о смыслах – картины, альпинизма, бытия, мечты, реальности, жизни... В ожидании премьеры начинаем публиковать некоторые выдержки из этих бесед. Знакомьтесь: Александр Крастошевский, автор сценария фильма «Разрыв», автор саундтрека «Зелёные ботинки», поэт, драматург, музыкант, литературный консультант, член Союза журналистов России, дважды лауреат
Оглавление

Интервью с автором сценария фильма "Разрыв" Александром Крастошевским

Работа над фильмом «Разрыв» (рабочее название «В одной связке») шла почти год. Премьера – 1 ноября 2025 года, на вечере-встрече «Золото российского альпинизма 2025», который БАСК проведёт при поддержке группы компаний МОНТ, компаний VENTO, Swell, Спорт-Марафон в Большом концертном зале «Космос».

Как появилась идея снять фильм о выдающихся российских альпинистах, почему его создание взяли на себя люди, далёкие от гор, и каково это, – снимать фильм про альпинизм, ни разу не видев облака под ногами? Задумались об этом вместе с вами, и решили поговорить с авторами фильма «Разрыв» о смыслах – картины, альпинизма, бытия, мечты, реальности, жизни... В ожидании премьеры начинаем публиковать некоторые выдержки из этих бесед.

Знакомьтесь: Александр Крастошевский, автор сценария фильма «Разрыв», автор саундтрека «Зелёные ботинки», поэт, драматург, музыкант, литературный консультант, член Союза журналистов России, дважды лауреат премии ТЭФИ. Разговор получился долгим и обстоятельным, поэтому опубликуем его в двух частях.

Как ты получил приглашение участвовать в проекте?

Мне позвонила Анна Коряковцева (режиссёр фильма – ред.), с который я сотрудничаю уже много лет, – вместе мы сделали фильмов, наверное, сотни полторы: докциклы «Земля людей», «Неизвестные маршруты России» и др. Она вкратце рассказала мне историю про Митяя и Сергея: вот, мол, такое хочу сделать кино… Я, конечно, загорелся! Зная Аню, я сразу понял: плохого или неинтересного – не предложит. У неё вообще удивительное чутьё и на людей, и на идеи – и при этом она ухитряется совмещать продюсирование и творчество: чудо-человек. Ну и сама история сразу же зацепила.

Вдвойне интересно стало, когда я узнал, что вторым режиссёром будет Тимофей Чаплинский. Мы уже работали с ним на проекте «Артмеханика» – но там немножко другая история… А здесь именно кино – хорошая серьёзная документалка. Мне было интересно почувствовать его в деле. Как там у Высоцкого? «Пусть он в связке в одной с тобой – там поймёшь, кто такой».

Творческий союз сложился?

Вообще, конечно, наше «восхождение на троих» стало непростым. И с Аней, и с Тимофеем мы в процессе работы над фильмом спорили до хрипоты – и о чём должно быть кино, и каким оно должно быть… Подчас было трудно, но оно того, безусловно, стоило, и мне кажется, в итоге мы все показали максимум того, на что способны как профессионалы. Каждый вложил в этот фильм частичку своей души. Ну и, разумеется, присутствие Николая Шкарубы (продюсер фильма – ред.) тоже очень помогло. Я не сомневался: если с нами Коля – вершина точно будет покорена! Его невероятная энергия и вечный оптимизм – это, конечно, то, что придавало уверенности и сил даже на самых трудных этапах проекта.

На фото Тимофей Чаплинский, Елена Кузнецова, Александр Крастошевский, Анна Коряковцева, Николай Шкаруба
На фото Тимофей Чаплинский, Елена Кузнецова, Александр Крастошевский, Анна Коряковцева, Николай Шкаруба

Была боязнь белого листа? Появлялись опасения неудачи в ходе съемок?

Нескромно, возможно, прозвучит, – но боязни, что совсем ничего не получится, не было: всё-таки когда у тебя за плечами четверть века в профессии и четыреста (а может, и больше уже) сделанных фильмов, есть определённая уверенность, что и четыреста первый сценарий сделаешь. Но, во-первых, конечно – такую потрясающую историю хотелось сделать достойно. Так что пришлось попотеть: было несколько вариантов начала, структура тоже не сразу вытанцевалась и т.д.

Плюс, понятно, огромное количество материала: столько разных героев и отснятых с ними интервью. А ещё же архивные интервью самих ребят и вообще много чего. Как всё это уместить в одном сценарии?! Первый драфт, я помню, в результате был какой-то космически огромный – и всё это пришлось сокращать, а потом ещё сокращать, и ещё… А ты уже влюбился в это, пропустил через себя, – да я жил этим фильмом несколько месяцев! Поэтому сокращать было мучительно: всё дорого, всё кажется интересным… Но тут, однако, есть такой момент: сценарий – это, всё-таки, не проза, и на бумаге бывает, что вроде бы всё прекрасно, а кино из этого не клеится. Сколько всего в итоге было драфтов, я даже и не сосчитаю. Думаю, что за двадцать точно.

И в какой-то момент я даже испугался – мне показалось, что у меня уже замылился глаз, и я перестал чувствовать историю; и сейчас, значит, выйдет хуже. Но, слава Богу, этого не произошло, тем более, что Аня с Тимофеем держали руку на пульсе, и в итоге совместная линия нашего движения оказалась верной. И, по-моему, ещё и «красивой», – как сказал бы Митяй.

У тебя огромный и очень разноплановый опыт в создании документального кино. Возникали ли в процессе съемок ассоциации с предыдущими проектами?

Да. Начиная с того, что, пожалуй, своей лучшей драматургической работой я вижу пьесу «Сны Чёрного Альпиниста». Там про историю одного восхождения, участники которого на горе утратили взаимопонимание, в результате чего двое погибают. А вершина так и остаётся непокорённой. И что вообще в какой-то момент по жизни тебе приходится выбирать: или идти к вершине в одиночку, или ждать, пока остальные дозреют и «подтянутся». Написана пьеса была лет 15 назад, и на неё меня вдохновил изумительный фильм «Эверест: За гранью возможного». Меня поразила, например, история одного из героев, который во время предыдущего восхождения отморозил ноги, их в итоге ампутировали, и теперь он вернулся на протезах и снова лезет на вершину. У кого-то астма, и ему то и дело плохо, а он, тем не менее, тоже лезет… Вот эта одержимость (или целеустремлённость?), я помню, меня поразила ещё тогда. И сейчас мне уже легче было понять Сергея и Митяя.

-3

Но ведь ты сам не ходишь в горы. Сложно было делать «Разрыв» при отсутствии альпинистского опыта? «Комплекс самозванца» не накрывал?

Но, послушай, есть такое слово – профессия! Я делал фильмы про конструктора ракет Михаила Янгеля, про химика Бутлерова, про Айвазовского и Тулуз-Лотрека, про коррупцию, как явление, помогал писать книгу про сталинские репрессии… И плюс уже 70 фильмов про различные народы, населяющие нашу страну, – хотя я не этнограф, не историк, не химик, не художник и уж точно не ракетчик. Но сценарист (как и писатель) должен уметь быстро вникать в любую сферу деятельности, ухватывать суть, и писать об этом так, словно он сам лично всю жизнь только этим и занимался: искал Янтарную комнату, тестировал косметику, боролся с раком, исследовал историю кино, путешествовал по Сибири и пр.

Понятное дело, тут всегда есть риск сморозить на голубом глазу какую-нибудь незаметную обывателю ахинею, за которую, однако, тебя потом поднимет на смех то или иное профессиональное сообщество. Поэтому, конечно, я очень внимательно слушал всё, что рассказывали мне наши герои – профессиональные альпинисты. Потом часами вдумчиво прокручивал это в голове, читал и смотрел ещё всё по данной теме. Ну и пытался понять конкретику: как устроена страховочная станция, что чувствуешь на большой высоте и т.д.

Тут нестрашно показаться профаном на интервью, – главное не облажаться потом в конечном результате. Надеюсь, что мне это удалось.

Какими автор сценария Александр Крастошевский видит героев? Какой была их цель? Они достигли цели?

Самое главное – я их вижу теперь живыми людьми. Во всём многообразии и противоречивости человеческой личности. Конечно, и Митяй, и Сергей – это были какие-то феноменальные явления! Прям завидую тем, кому посчастливилось с ними общаться, дружить – а уж тем более совершать восхождения. Ну вот да – вот они были такими фанатиками, мне кажется, немножечко своего дела… Всё, говорит, я больше не буду ходить в горы – клянусь! И на следующий год – опять. И снова – за пределами возможностей, на грани жизни и смерти. С другой стороны, да-а они же действительно этим жили! Причём поражает, насколько глубоко они в это были погружены: как Митяй досконально знал всё, связанное с альпинизмом – всё и всех… Как Нилов – вот этот вот его «лезет и лезет», что бы ни происходило. А может, кстати, у них всё и получилось, потому что были фанатиками. Потому и ходили такие вершины, что все только ахали. И что они не «зазвездили» – несмотря на все свои «Золотые ледорубы» и пр. Просто, так сказать, продолжаем «работать вверх». И ключевое слово тут – работать! «Вот это для мужчин», как пел Визбор. Или даже так: вот это – мужчины.

И главное: что успех восхождения во многом зависит от кого, с кем ты его совершаешь. Поэтому я и во время работы над фильмом про Головченко и Нилова сразу понял, что залог их невероятных альпинистских успехов, – помимо, конечно, колоссального профессионализма – в том, насколько крепко они дружили и как изумительно понимали и чувствовали друг друга. Я, впрочем, думаю, что это – залог успеха далеко не только в альпинизме…

Беседовала Инесса Дойкова