Найти в Дзене
Дельные советы

Су-15: Небесный жандарм, который не терпел фамильярности

Представьте себе: разгар Холодной войны. Небо над границами СССР это нервная система гигантской империи. Малейший чих со стороны вероятного противника вызывал реакцию, сравнимую с ударом током. И нужен был тот, кто этот ток и доставлял. Не просто самолет, а этакий небесный жандарм с суровым лицом, свистком и ракетой на опохмел для непрошеных гостей. Этим жандармом был Су-15.

Сегодня мы поговорим о легенде, которую прозвали убийцей Боингов. О машине, которая была не просто железом, а воплощением принципа мой дом моя крепость. И, поверьте, его история это не только сухие техзадания, но и драма, трагедия и вечный урок о том, что happens when огромная мощь сталкивается с человеческой ошибкой.

Рождение Железного Стража: Красавчиком его никто не называл

Если такие самолеты, как Су-27, это аристократы неба, грациозные лебеди, то Су-15 это суровый рабочий класс. Его внешность это крик функциональности. Два двигателя бок о бок, стремительный фюзеляж, как у ракеты, и огромный треугольный киль, который словно говорил: Я серьезен, не связывайся.

-2

Проектировали его в ОКБ Сухого в конце 1950-х как замену устаревшим перехватчикам. Задача была проста, как молоток: быстро взлететь, догнать цель (чаще всего стратегические разведчики вроде U-2 или бомбардировщики) и уничтожить ее. Никаких лишних телодвижений. Кабина у летчика была, скажем так, спартанская. Про эргономику тогда думали меньше всего. Пилот Су-15 был не водителем комфортабельного седана, а скорее наездником на стальном скакуне, которого то и дело норовит сбросить.

Кстати, о взлете. Одна из его фишек катапультное кресло КС-4. Легенда гласит, что на малых высотах оно было спасением, но с характером. Летчики шутили, что после катапультирования на Су-15 нужно было не забыть сразу зажечь сигарету настолько резко оно вышибало пилота из кабины. Юмор, конечно, черный, но он хорошо передает дух эпохи.

-3

Работа по будням: Летучий Скальпель

НАТОвские аналитики, любившие давать нашим самолетам звучные прозвища, окрестили Су-15 Flagon (Графин). Почему графин? История умалчивает. Возможно, кто-то в разведке увидел в его силуэте сходство с предметом сервиза после пятой рюмки. Наши летчики называли его куда более метко Скальпель. Быстро, резко, точно.

Его рабочей лошадкой были ракеты. Сначала с тепловыми головками самонаведения (лети на тепло двигателя), потом с радиолокационными. Процесс перехвата выглядел так:

1. Обнаружение. Наземный радиолокатор видел цель.

2. Наведение. С земли самолет выводили в нужный район.

3. Атака. Летчик ловил цель на свой бортовой радар и пускал ракеты.

Все просто? Как бы не так! В небе над Баренцевым морем он «терроризировал» норвежские разведывательные Орионы, которые норовили подкрасться к нашим берегам. Это была великая эпоха воздушного пинг-понга, когда самолеты толкали друг друга крыльями и мерялись взглядами скерез остекление кабин. Су-15 был главным тараном в этой игре, и его появление обычно заставляло непрошеных гостей вежливо разворачиваться.

Тень трагедии: Роковой день 1 сентября 1983 года

-4

Вот мы и подошли к самой мрачной и противоречивой странице в биографии нашего жандарма. Той, которая навсегда приклеила к нему ярлык убийцы гражданских лайнеров.

1 сентября 1983 года Су-15 был поднят на перехват южнокорейского Боинга-747, который отклонился от курса и залетел на территорию СССР над Камчаткой и Сахалином. Что было в той непроглядной ночи? Ошибка навигации? Или целенаправленная провокация? Споры не утихают до сих пор, и ваши версии я с удовольствием почитаю в комментариях.

Известен результат. По команде с земли Осипович выпустил две ракеты. Боинг с 269 людьми на борту рухнул в море.

Трагедия невероятного масштаба. С точки зрения Запада жестокое убийство. С точки зрения советского командования уничтожение разведывательного объекта, который мог вести шпионаж в запретной зоне. Сам Су-15 здесь был просто инструментом. Темным, страшным, но инструментом. Как молоток: им можно построить дом, а можно... вы понимаете. Вина лежит на системе, на нервах, нагнетаемых Холодной войной, на роковом стечении обстоятельств.

После этого инцидента правила взаимодействия с гражданскими лайнерами по всему миру были серьезно пересмотрены. Жестокая цена, но она, возможно, предотвратила еще большие трагедии в будущем.

Закат карьеры: Пенсия для ветерана

-5

Су-15 честно отслужил до конца 1980-х, а затем его стали массово списывать и утилизировать. На смену ему пришли более современные перехватчики, МиГ-31, который был уже не просто жандармом, а целым квантовым стражем с фантастическими возможностями.

Что осталось от Су-15? Память. Память о времени, когда небо было настоящим фронтом. О самолете, который был символом мощи и оборонной мощи СССР. Он не был многоцелевым истребителем, не мог вести маневренный бой. Он был узким специалистом, но специалистом высочайшего класса. Своего рода Карлосом Хафтом среди истребителей знал одну фишку, но довел ее до абсолютного совершенства.

Сегодня его ржавые остовы можно найти на задворках аэродромов, но в каждом из них живет история эпохи, которую, слава богу, мы пережили.

А что вы думаете о Су-15?

-6

Был ли сбитый Боинг трагической ошибкой или вынужденной мерой?

Как вы считаете, можно ли оправдать применение силы против гражданского самолета, даже если он нарушил границу?

Какой современный самолет, на ваш взгляд, унаследовал дух Су-15 быть грозным перехватчиком?

Давайте обсудим это цивилизованно в комментариях! Только факты, уважение к мнению друг друга и к памяти всех участников тех событий.