Найти в Дзене

Из истории строительства БАМа: «Золотая стыковка»

Строительство Байкало-Амурской магистрали по праву считается одним из величайших инфраструктурных проектов советской эпохи, а его финальный аккорд стал событием общенационального масштаба. 29 сентября 1984 года вошло в историю отечественных железных дорог. Именно тогда на карте страны, в Читинской области на разъезде Балбухта, встретились рельсы, проложенные навстречу друг другу с востока и запада. Церемония стыковки путей, торжественно названная «Золотой стыковкой», ознаменовала символическое завершение одного из этапов «великой стройки» и открыла новую главу в освоении Сибири и Дальнего Востока. Первый раз строительство БАМа началось ещё в 1937 году. К 1941 году путь был уложен на участке Бам — Тында, который соединял основную трассу БАМа с Транссибирской магистралью. Во время Великой Отечественной войны рельсы с этого участка были сняты и использованы для сооружения стратегических магистралей вблизи фронта. Второй раз сооружение БАМа было возобновлено после окончания Великой Отечес
Оглавление

Строительство Байкало-Амурской магистрали по праву считается одним из величайших инфраструктурных проектов советской эпохи, а его финальный аккорд стал событием общенационального масштаба.

29 сентября 1984 года вошло в историю отечественных железных дорог. Именно тогда на карте страны, в Читинской области на разъезде Балбухта, встретились рельсы, проложенные навстречу друг другу с востока и запада. Церемония стыковки путей, торжественно названная «Золотой стыковкой», ознаменовала символическое завершение одного из этапов «великой стройки» и открыла новую главу в освоении Сибири и Дальнего Востока.

Масштаб великой стройки

Первый раз строительство БАМа началось ещё в 1937 году. К 1941 году путь был уложен на участке Бам — Тында, который соединял основную трассу БАМа с Транссибирской магистралью. Во время Великой Отечественной войны рельсы с этого участка были сняты и использованы для сооружения стратегических магистралей вблизи фронта.

Второй раз сооружение БАМа было возобновлено после окончания Великой Отечественной войны. Тогда работы велись на западном и восточном участках магистрали. Однако в 1953 году строительство на многих участках БАМа было прекращено. В 1950-е годы был завершен лишь западный участок БАМа Тайшет-Лена.

Третий раз сооружение БАМа возобновилось 8 июля 1974 года, когда вышло соответствующее постановление советского руководства. Новая «великая стройка» активно популяризировалась и должна была стать символом промышленного величия и индустриальной мощи СССР. Основной рабочей силой для реализации проекта по строительству магистрали стали военные строители и добровольцы из числа комсомольцев.

В 1980 году завершилось формирование структуры Байкало-Амурской магистрали. Центральное управление дороги разместили в Тынде, а сама она была разделена на три участка: Ургальское, Тындинское и Северобайкальское отделения.

Идут рабочие поезда. Участок БАМа Новая Чара – Тында. Из фондов музея.
Идут рабочие поезда. Участок БАМа Новая Чара – Тында. Из фондов музея.

Темпы строительства

К «золотой стыковке» строители БАМа шли довольно высокими темпами. В 1983 году был поставлен рекорд по укладке рельсошпальной решётки — бригады путейцев, которые шли навстречу друг другу, сблизились на 259 километров. Это была скорость строительства, которая требовала от рабочих огромных сил и точной координации действий множества строительных бригад.

К началу августа 1984 года строителей западного и восточного направлений БАМа разделяли всего 85 километров. Между тем сквозное движение по всей магистрали планировалось открыть к 7 ноября — к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Это была символически важная дата для советского руководства, и потому на особом совещании в Куанде было принято решение приложить все силы для того, чтобы покорить оставшиеся километры за два месяца.

Инспекция на строительстве БАМа под руководством В.Е. Басина. 1984 г. Из фондов музея.
Инспекция на строительстве БАМа под руководством В.Е. Басина. 1984 г. Из фондов музея.

Историческая стыковка на разъезде Балбухта

Торжественное событие «золотой стыковки» состоялось 29 сентября 1984 года в районе разъезда Балбухта. На этом участке раньше намеченного срока встретились две путеукладочные бригады, возглавляемые Александром Бондарем и Иваном Варшавским.

О значимости этого исторического события писали многие издания. Например, в «Известиях» того времени вышла яркая новость: «Путеукладчики шли с запада и востока, и скоро укладывавшие путь могли видеть лица друг друга. И чёткая, доведённая до автоматизма работа стала давать сбои под нахлынувшими чувствами… Миг — и взметнулись над ликующим народом алые знамёна, взлетели вверх каски строителей, хлопнула пробка шампанского… Рельсы БАМа сомкнулись, будто в крепком рукопожатии».

Официальная церемония в Куанде

Через два дня после исторической стыковки на Балбухте в Куанде в торжественной обстановке при большом количестве журналистов, чиновников и партийного начальства были вновь уложены «золотые звенья» БАМа. Для этой официальной церемонии специально для высоких гостей пришлось разбирать и вновь состыковывать железную дорогу. Но 29 сентября 1984 года — день первой стыковки двух направлений магистрали — так и осталось самой главной датой для всех бамовцев.

Материал: ОАО «РЖД».
Материал: ОАО «РЖД».

Окончательное завершение строительства

История БАМа не завершилась с знаменитой «золотой стыковкой», которая означала лишь возможность сквозного прохода по всей трассе рабочих поездов. Предстояло закончить сооружение Северо-Муйского тоннеля, построить вокзалы, административные, жилые и производственные здания, оборудовать линию средствами сигнализации, централизации и блокировки. Административное оформление магистрали произошло в 1989 году, когда Государственная комиссия официально приняла в постоянную эксплуатацию её заключительные участки. Полное управление магистралью перешло к Министерству путей сообщения СССР. Строительство отдельных крупных объектов продолжилось и в последующие десятилетия.

Спустя семь лет, в июле 1996 года, структура управления БАМом была реорганизована. Коллегия МПС постановила разделить Байкало-Амурскую магистраль между двумя железными дорогами: восточное направление отошло Дальневосточной, а западное — Восточно-Сибирской. Разграничение между ними установили к западу от станции Хани.

Окончательное завершение грандиозной стройки состоялось 5 декабря 2003 года с вводом в строй Северо-Муйского тоннеля. Его протяжённость составляет 15 343 метра, что делает этот тоннель самым длинным в России. Уникальные сложные условия проходки — вечная мерзлота, тектонические разломы, высокий приток подземных вод, постоянные обвалы и осыпи — не имеют аналогов и превратили этот объект в выдающееся инженерное сооружение.

В последующие годы на БАМе продолжались модернизация, электрификация и расширение пропускной способности.

Читайте в прошлых выпусках: