Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Человек большой судьбы

Леонид Меймухин

Шерашенидзе Леван Леванович-человек большой судьбы. Для многих из нас офицеров -десантников он был примером в жизни.
        В своей книге  "Заметки  десантника -комиссара" Леван Леванович очень коротко рассказывает о себе.
                Леван Леванович родился в поезде Баку -Тбилиси на станции Акстафа, где в начале 30-х годов работал его отец Шерашенидзе Леван Константинович. На этой же дороге работал его дед по материнской линии  Адамский Иосиф Станиславович, поляк по национальности.
               Вот так распорядилась судьба что в городах Баку и Кировабаде, ныне Гянжа Левану Левановичу пришлось служить более 11 лет в нашей 104 -й гвардейской Воздушно-десантной дивизии, которая дислоцировалась там , в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века.
                Детство его проходило в довоенные годы , а мальчишество в годы Великой Отечественной войны. Семья жила в привокзальном районе Тбилиси  в  одном из домов с так называемом итальянским двориком. Дворики  были густо заселены  представителями многих национальностей. Это была колоритная жизнь старого Тифлиса. Люди были внимательны  и добры друг к другу , вместе делили  и радости и печали.
      Когда началась война Леван перешел в третий класс. Жили очень тяжело. Хлеб получали по карточкам и очень боялись потерять их.
        В Тбилиси в годы войны было эвакуировано много граждан из оккупированных территорий. Их окружили заботой и поддержкой. Делились жильем , одеждой, едой.
      В 1944 году умерла мать. Отец получил назначение на Ташкентскую железную дорогу в Самарканд. Оттуда вопреки желанию отца, в 1950 году  Леван поступил в Алма-Атинское Воздушно-десантное училище. Ныне это  очень популярное Рязанское  Высшее Воздушно -десантное училище имени генерала Маргелова.
                После окончания училища Леван Леванович прослужил 25 лет в Воздушно-десантных войсках в трех Воздушно-десантных дивизиях 100-й на Украине, 7-й гвардейской в Литве  и 104-й в Азербайджане.
    В период моего становления в должности  замполита парашютно-десантной роты в 328 гвардейском полку Леван Леванович  находился в отпуске на лечении в санатории в Крыму. Имя его было на слуху из уст моего ротного командира и замполита полка.
          Однажды, после окончания укладки парашютов я собрался домой в холостяцкую квартиру. План на вечер был один: Отдохнуть и выспаться. В этот день мы прыгали с Ан-12 на площадку  приземления  Герань в 5 часов утра.
      Внезапно появившийся  замполит полка Борис Фадеевич Бондаренко. (БФ-так его называли в полку). Когда нервничал лицо его принимало красную окраску. На этот раз оно было темно бордовым.
                "Где тебя носит Леня?"- обратился ко мне замполит. С ротой на прыжках был я Борис Фадеевич-ответил я. "Шерашенидзе второй раз звонил. С утра хотел с тобой встретиться. Снова напомнил. У тебя есть 20 минут  до встречи с ним. Все бросай и пулей в политотдел. Пожалей старого подполковника, поспеши. А то Леван  мне очередной раз накостыляет."
                Ротный подтвердил высказывания замполита полка, кивнул на свой новенький мотоцикл  Чезета. Через мнгновенье мы мчались по вечернему Кировабаду в штаб дивизии.
          Когда подъехали к штабу , я увидел группу молодых офицеров  в парадной форме одежды. Я посмотрел на свой внешний вид и понял, что он далеко не соответствует предстоящей встрече. На мне был прыжковый десантный комбинезон, шлем и стропорез на ремне и парашютные ботинки.  Мне оставалось несколько минут. Борис Фадеевич просил не опоздать и очень не хотелось его подвести.
                На одном дыхании взлетел на второй этаж. Постучал в дверь  кабинета начальника политотдела. За столом сидел полковник Шерашенидзе Леван Леванович. Выслушав мой доклад о прибытии, он очень выразительно сказал: "Я ждал нашей встречи. Хотел познакомиться с Вами товарищ гвардии лейтенант, но  судя по вашему внешнему виду, вы к встрече не готовы. Но у Вас еще есть время изменить  ситуацию. Подумайте над моими словами"...Я вышел из кабинета огорченный. 
        В голове пульсировала мысль о том как изменить ситуацию. И в этот момент из окна второго этажа я увидел лейтенанта в парадной форме одежды. Сбежал по ступенькам во двор и окликнул его: - Десантник! Можно  обратится к тебе с просьбой. Выручай. Парадка срочно нужна. Одолжи на часок. Офицер улыбнулся, приложил руку к фуражке и представился: - Замполит первой гвардейской радиороты батальона связи гвардии лейтенант Кореновский. Вероятно новое гвардейское звание очень импонировало ему. Вчера Николай прибыл на службу, выпустившись из Донецкого высшего военно политического училища связи. Он был в парадной форме по случаю представления начальнику штаба дивизии и начальнику связи.
           Именно с этого момента началась наша дружба, которую мы пронесли через всю нашу службу и жизнь. Николай рано ушел из нее. Сказались ранения и контузия полученные в Афганистане...
              Процесс переодевания много времени не занял. Я облачился в парадную форму. Николай был на две головы выше меня и шире в плечах. В его парадной форме я выглядел как  мой любимый герой Ярослава Гашека Бравый солдат Швейк. Мои парашютные ботинки Николаю оказались не по размеру. Мне пришлось их оставить на ногах .
             Прошло не более десяти минут и я снова взлетаю на второй этаж. Стучусь в дверь кабинета Левана Левановича.  Судя по его улыбке он был приятно удивлен. После  доклада крепко пожал мне руку и сказал. Вот теперь другое дело. Садись. Расскажи  о себе! Мы общались в течении часа. Первая встреча с Леваном Левановичем оставила у меня сильное впечатление. Это был высокоэрудированный харизматический лидер. Особенно поразило его знание литературы и умение вести беседу. Расположить к себе. - А кого раздел Леонид?- спросил он глядя на висевший  на на мне китель и закрученные на парашютных ботинках брюки.
 - Замполита радиороты  гвардии лейтенанта Кореновского Николая, -ответил я. - Николай уже был  у меня. Хороший офицер. Я в тебя тоже верю Леонид - Эти слова, сказанные мне, стоили очень дорого.
          А Николай Кореновский через несколько лет стал помошником начальника политотдела дивизии по комсомольской работе.
        В своей дальнейшей  службе в 104- й Воздушно-десантной дивизии я постоянно встречал Левана Левановича  различных местах и ситуациях .
         Однажды на прыжках был назначен выпускающим. В самый последний момент, когда состав корабля  был сформирован и началась подгонка и проверка парашютов, я услышал за спиной знакомый голос. - Вы не возражаете если я полечу с вашими гвардейцами?- Это был он - начальник политодела дивизии.  Перед посадкой в самолет он сказал мне  что моей службой в роте довольны , а потом добавил о том что в политоделе  есть мнение..... Его голос заглушил гул  винтов Ан-12.
              Леван Леванович прыгал первым, а я как выпускающий покидал корабль последним. Воздушные потоки разбросали нас над площадкой приземления. В этот день я уже не увиделся с ним, но разговор  остался  в памяти....
                Через несколько дней  из уст замполита   Бориса  Фадеевича Бондаренко я услышал предложение политотдела балотитироваться на должность секретаря комитета ВЛКСМ.

Человек большой судьбы (Леонид Меймухин) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Леонид Меймухин | Литературный салон "Авиатор" | Дзен