Найти в Дзене
киНоНостальгия

Легендарный мискаст Голливуда. Чингисхан с Дикого Запада. "Завоеватель" (1956).

Сегодня мы регулярно смеемся и/или возмущаемся по поводу идиотских кастинг-решений, продиктованных перебором по части политкорректности и так называемого "воукизма". Вот, к примеру, Disney сейчас зализывает раны, нанесенные финансовой катастрофой новой "Белоснежки", где роль девушки с кожей "белее белого" отдана смуглой актрисе с латиноамериканскими корнями, а имя Белоснежка объясняется тем, что смуглянка родилась во время снежной бури... Идиотизм явный, хотя Disney не привыкать - Питер Пэн-индус, русалочка-негритянка - "прогрессивный" тренд в Голливуде приобрёл весомые и подчас откровенно безумные очертания.

Впрочем, у разных эпох разные проявления глупости. Во времена "золотого века" Голливуда процветало противоположное явление - так называемый whitewashing (буквально - побелка), когда роли представителей иных рас исполняли белые актеры, чаще всего радикально, до смехотворности не похожие на реальных китайцев, японцев, индусов или индейцев.

В старом Голливуде тьма примеров такой "побелки", но один стоит особняком. Американцы обожают всевозможные рейтинги и топ-списки. Поищите топы худших кастинг-решений - и почти в каждом случае самым нелепым выбором будет легендарный Джон Уэйн в роли... Чингисхана в фильме 1956-года "Завоеватель" (The Conqueror).

И правда, любой разумный человек сегодня спросит: в какие разгоряченные головы могла придти идея отдать роль монгольского вождя главному герою американского вестерна? Дело ведь не только в том, что Уэйн ну никак не похож на монгола, хотя злые языки шутили, что благодаря привычке изрядно выпивать оплывшее лицо и припухшие глаза приближали внешность Уэйна к азиатской. Дело в том, что Уэйн был не просто "звездой" - он стал живым воплощением стопроцентного американца, носителем подлинных американских ценностей и американского характера, чуть ли не синонимом "звездно-полосатого" ультра-патриотизма. При таком имиджевом шлейфе - какой из него средневековый азиатский воитель? И тем не менее...

И тем не менее решение продюсеров на самом деле вполне объяснимо с точки зрения той эпохи.

Во-первых, голливудское кино изначально базировалось на системе "звезд". Кино-дельцы быстро сообразили, что зрителей привлекают знакомые имена и любимые исполнители. В 50-е Джон Уэйн находился в зените славы, и зрители шли не на вестерн или боевик, а на новый "фильм Джона Уэйна". Продюсеры понимали, что Уэйн - зрительский магнит. Играй он хоть монгола, хоть индуса, аудитория благодарно откликнется.

Во-вторых, продюсеры прекрасно отдавали себе отчет, что их публика - не университетские интеллектуалы, а обычные американцы, которые имели достаточно смутные представления о мировой истории, особенно той, что не касается Америки. Эпоха Чингисхана для человека из глубинки Огайо или Иллинойса - что сказки тысячи и одной ночи, рассказывай что угодно, средний американец "скушает" любую туфту, лишь бы развлечение было первоклассным.

В-третьих, была и еще одна причина - в те годы Голливуд ориентировался прежде всего на внутренний рынок. Фильм мог вызывать возмущение своим "неуважительным" отношением к аутентичности "где-то там" в Азии, что никак не влияло на сборы в Штатах.

Смотреть на Джона Уэйна в роли Чингисхана - отдельное удовольствие. Уэйн был гениальным актером - с одной оговоркой. Он гениально исполнял единственную роль - роль Джона Уэйна. Он не был лицедеем и не умел перевоплощаться, всегда оставался самим собой, носителем собственной мощной харизмы и персоналии. Вот и в роли монгола Чингисхана Уэйн даже не пытается "войти в образ". И хотя ему приклеили тонкие "азиатские" усы, нарядили в костюм соответствующей эпохи, Уэйн ведет себя и произносит свои реплики так, как будто он не в юрте, а в салуне скотоводческого городка американского Запада, попивая не кумыс, а стаканчик виски.

Мискаст Уэйна стал настолько легендарным, что поневоле в его тени оказались другие исполнители. Мы не будем на них подробно останавливаться, иначе публикация может достичь размера толстого романа. Хотя, конечно, очень хочется упомянуть будущую супер-звезду спагетти-вестернов, молодого Ли Ван Клифа, появляющегося в небольшой роли - естественно, монгольского воина...

Не могу пройти только мимо еще одного главного персонажа - легендарной первой жены Чингисхана Борте. Вы и сами уже догадались, что и ее играет белая актриса Сьюзен Хэйворд. В фильме ее постоянно называют "татарской женщиной", но гляньте на экран - и увидите стопроцентную американскую "звезду", каковой Хэйворд собственно и была. Уважаемая актриса, Хэйворд выигрывала самые престижные награды, включая "Оскар", "Золотой глобус" и лучшую женскую роль в Каннах. Правда, талант и профессионализм Хэйворд не спасают - трудно сдержать смех при взгляде на экранную "татарскую женщину".

Особенно забавно выглядят кадры, где Уэйн и Хэйворд появляются вместе - "аутентичность" настолько зашкаливает, что невозможно не улыбнуться: Чингисхан-Темучин и его Борте, вот они какие!

И, конечно, не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть один яркий эпизод. Выше я говорил, что эпоха Чингисхана для рядового американца 50-х - что "Тысяча и одна ночь". Авторы "Завоевателя" не подкачали и тут. Сколько можно скакать на лошадях по степи? Пора оказаться в красочном, словно из восточных сказок, дворце, лишить Борте изрядной части одежды и заставить ее исполнить перед гостями соблазнительный танец. Смотришь этот эпизод, и невольно щипаешь себя: Уж не из популярных ли фэнтези о Синдбаде-мореходе перекочевал этот номер в фильм о Чингисхане?

Сказавши все это, я вас, наверное, удивлю - нам с женой "Завоеватель"... понравился! Вернее, скажем так: мы получили удовольствие от просмотра. Дело в том, что мы обладаем изрядной долей здорового чувства юмора и умеем воспринимать и принимать определённые вещи с улыбкой. Мы заранее все знали о "Завоевателе" и были готовы снисходительно, без серьезных ожиданий посмотреть его в качестве любопытного артефакта, голливудской вампуки 50-х, забавного памятника эпохи whitewashing. И, знаете, при таком подходе фильм неплохо зашел в качестве дурацкого веселого развлечения.

Кстати, по поводу развлечения - "Завоеватель" не дает скучать. Конечно, при том условии, что вы смотрите его не как исторический эпос, а как по сути своей вестерн о Диком Западе, вернее - о Диком Востоке. В этом плане "Завоеватель" смотрится вполне увлекательно. В отличие от долгих, помпезных эпиков того времени (почти четыре часа "Бен-Гура"!) фильм с Уэйном длится менее двух часов, и в нем все время что-то происходи - погони, пленения, побеги, интриги, кровопролития, регулярно в тела эффектно вонзаются мечи, копья, кинжалы и стрелы.

Особенно хочется отметить обилие зрелищных конных action-сцен. 300 всадников, участвовавших в съемках, не зря ели свой хлеб. Постановщикам и каскадерам - мой уважительный комплимент, трюков много, они разнообразны и отлично выполнены. Я вообще испытываю чувство своеобразной ностальгии по "живой" работе трюкачей. Современный action, когда даже самые привычные трюки исполняются с помощью компьютерных эффектов, несколько поднадоел, и старые фильмы, как ни парадоксально, подчас ощущаются глотком свежего воздуха по сравнению с подвешенными на страховочных тросах героями, снятыми на фоне зеленого экрана.

Можно ли рекомендовать "Завоевателя" к просмотру? Думаю, да. При двух оговорках. Во-первых, если вы любите винтажные кино и эпики 50-60-х, "Завоеватель" достойно выглядит с точки зрения красочного, динамичного зрелища. Во-вторых, если вы готовы, как мы, воспринимать недостатки фильма с юмором, то, возможно, эти самые недостатки обернутся добрым поводом беззлобно посмеяться.

-13

P.S.

В 1965-м году вышел фильм "Чингисхан" (Genghis Khan), убедительно доказавший, что старый Голливуд медленно учил уроки. Почти десять лет спустя вдрызг раскритикованного за whitewashing "Завоевателя" роль Чингисхана отдали... арабу Омару Шарифу, а Борте сыграла очаровательная... француженка-блондинка Франсуаза Дорлеак.

-14

P.P.S.

Хотя мискаст Уэйна, Хэйворд и прочих исполнителей сегодня выглядит поводом для улыбок, "Завоеватель" заполучил еще и дурную, даже зловещую репутацию. Фильм снимался в штате Юта неподалеку от ядерного полигона, и существует убедительная версия, что многонедельное пребывание в этой зоне вылилось в роковые последствия. К 1980-му году из 220 основных членов съемочной группы (не считая массовки) 91 человек, то есть 41%, страдал от онкологии, а 46, то есть, 21%, умерли, включая "звезд" - Джона Уэйна и Сьюзен Хэйворд. Если верить в дурацкие мистические теории, то можно мрачно пошутить, что так своеобразно "отомстил" средневековый свирепый воитель за нелепую трактовку его образа.

-15