Друг Ф.Достоевского и А.Чехова, Николай Семенович Лесков не понаслышке знал о трудной жизни народа. Он не принадлежал к потомственному дворянству и получал впечатления об окружающем мире лично, а не с чужих слов. Биография Лескова, его произведения сейчас практически (и совершенно незаслуженно !) забыты. Попытаемся , хоть немного, рассказать читателям о жизни гениального писателя и его творчестве .
1. Николай Лесков родился в феврале 1831 года в деревне Горохово (ныне деревня Старое Горохово) Свердловского района Орловской области в семье «…большого, замечательного умника и дремучего семинариста».
Отец заработал репутацию профессионала, способного распутывать самые сложные дела во время работы в Орловской палате уголовного суда. Благодаря служебным заслугам отца у семьи появилось право на потомственное дворянство.
2. Высокими оценками во время учебы в гимназии Лесков не блистал, несмотря на явные врожденные способности, любознательность и живой ум. Причина — абсолютная непереносимость зубрежки и рутины, которые определяли атмосферу провинциальной школы той эпохи. После пяти лет учебы Лескову выдали только справку.
3. Лескову было интересно все! Впоследствии все эти знания так или иначе отразятся и в характерных методах его писательства – он не был склонен фантазировать в самом прямом смысле этого слова, основой его сюжетов и персонажей всегда были реальные истории и люди, которых он когда-то наблюдал. Именно непосредственное наблюдение жизни и сформировало его богатый запас реалистичных характеров, которые нашли воплощение в художественной литературе.
Чиновники, купцы, свободолюбивая «либерастня», коллеги - всем доставалось язвительное слово. Писатель высмеивал наивных революционеров, обсуждавших планы обустройства «прекрасной России будущего». «Умные дураки» и «глупые умники» - так он характеризовал их. Злой роман «На ножах», как назвал его Максим Горький, послужил вдохновением для «Бесов» Достоевского.
Особой критики удостоилось духовенство. Из-под пера писателя вышел саркастический очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть». А в «Соборянах» выведена галерея отвратительных и комичных священнослужителей. Подобно Льву Толстому, Лесков обличал пороки тех, кто прикрывается Христом, забыл заповеди.
4. Православие всегда занимало особое место в жизни Николая Лескова. Ему, однако, пришлось пройти сложную эволюции на пути взаимоотношений с официальной Церковью. Лесков отличался выраженным религиозным, духовным «искательством», не удовлетворялся «стандартными» ответами со стороны духовенства.
Лесков написал единственный роман в русской литературе, где главными героями являются священники – «Соборяне».
Первая редакция романа называлась евангельски – «Чающие движения воды».Удивительно точно и пронзительно Николай Семенович вывел несколько типов русских священников. Савелий Туберозов — тип пылкого священника, который ежечасно «горит». Дьякон Ахилла — пример не слишком начитанного, во многих вопросах весьма ограниченного человека, обладающего, тем не менее, очень добрым и отзывчивым сердцем. Третий типаж — Захария Бенефактов, кроткий и тихий священник, который принимает последнюю исповедь Савелия.
Николай Семенович смотрел на Церковь и как писатель, как исследователь нравов и быта. В молодые годы он был членом студенческого философско-религиозного кружка. Внимание Николая Лескова привлекали древнерусское зодчество и живопись, прежде всего – иконопись. Главным его чтением стали произведения Николая Гоголя и Тараса Шевченко, с последним он познакомился лично. Лесков выучил украинский и польский языки.
5. За границей писатель побывал впервые, когда ему было уже за 30. Именно в Европе пришло вдохновение – он начал писать свой первый роман «Некуда». И именно вдали от Родины Николай Семенович пришел к выводу об утопичности и опасности некогда разделяемых им революционных, радикальных идей. Он считал, что решить накопившиеся в стране проблемы возможно лишь через просвещение и углубление культуры.
«М. Стебницкий» – так были подписаны его первые произведения «Овцебык» и «Житие одной бабы». Свое имя Николай Степанович долго скрывал от читателя. «М. Стебницкий» – это самый популярный, но не единственный псевдоним писателя. Самыми необычными были, пожалуй, «Кто-то» и «Член общества».
Его книги «Обойденные», «Некуда», «На ножах» обличали нигилистов и революционеров, автор открыто говорил, что в России невозможны радикальные перемены, страна просто не готова к ним. После того, как Максим Горький прочел роман «На ножах», он писал, что творчество Лескова, это скорее яркая живопись или иконопись, что прозаик создает для матушки-России своеобразный иконостас, в котором место только праведникам и святым.
6. В 1870-е годы у Лескова родилась идея написать цикл рассказов о праведниках. В итоге им было написано 10 произведений: «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Пигмей», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах», «Шерамур», «Однодум» «Левша»и «Очарованный странник». Созданную Лесковым галерею народных характеров, людей, исповедующих православно-христианский идеал добра, странников, Максим Горький назвал «иконостасом праведников и святых».
Лесков считал, что праведники «сильнее других делают историю», а также замечал: «Таких людей достойно знать и в известных случаях жизни подражать им, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердце, окрылял слово и руководил поступками».
Ни один из редакторов не взялся за публикацию его повести «Очарованный странник». По задумке автора, это произведение должно было стать альтернативой привычному жанру романа. Повесть состоит из несвязанных между собой сюжетов, к тому же еще и незаконченных. Такая «свободная форма» получила массу критических отзывов, поэтому Лесков печатал повесть небольшими фрагментами, причем в разных изданиях.
7. Лесков был убежденным вегетарианцем. "Уважения достойны] только «сердобольники», которые не едят мясной пищи не потому, что считают ее нездоровой, а из жалости к убиваемым животным, - писал Лесков. - Я до 47 лет пил вино, курил сигары и папиросы и ел мясо и все это почитал для себя за необходимое. В конце этого периода у меня обнаружились припадки жестокой нервной болезни, известной под именем «грудной жабы».
Считается, что на его решение отказаться от употребления мяса повлияло знакомство со Львом Толстым. Это был протест против бойни, против ненужного насилия. В своих идеях Николай Семенович был последователен и даже первым из русских писателей создал литературный образ вегетарианца – в рассказе 1889 года «Фигура».
За многочисленные статьи о пользе плодово-овощной диеты Лескова прозвали «травоедом». Он не обиделся. Критикам отвечал, что своею «нелепостью» уподобляется Пифагору, Платону и Иоанну Златоусту. И в 61 год способствовал изданию первой русской поваренной книги для вегетарианцев - «Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьей о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели».
8. Писатель больше всего на свете хотел, чтобы у него была счастливая семья. Но обе попытки её создать провалились. Он всегда думал, что самое лучшее, что может быть в жизни – большая семья, которая собирается вокруг абажура, сделанного женской рукой. Через много лет писатель написал своему приемному сыну (сыну своей второй жены), что пару себе надо выбирать «не по облюбованию бёдр и "сосковой линии"», а «по согласию в мыслях и стремлениях».
Семейным человеком Николай Семенович стал в 1854 году. Его супруга — Ольга Васильевна Смирнова, дочь киевского предпринимателя, — родила сына и дочь: Дмитрия (скончался во младенчестве); Веру. Ольга Васильевна была женщина с тяжелым и неуравновешенным характером. Поэтому образ «злой жены», которая терзает мужа упреками и неблагодарностью, появлялся во многих текстах писателя, а в одной из статей он отметил: «Ах, амур проклятый! Какие шутки он шутит со смертными... А сколько честных, рабочих людей, без разгибу гнущих свою спину, которые не встречают от своих законных сопутниц ни ласкового слова, ни привета, ни участия, ни благодарности?.. Сколько людей, работающих только для насущного хлеба семье и не слышавших ничего, кроме капризов, стонов, брани, упреков вроде того, что „я не так бы жила, если бы вышла за другого“, или „ты обязан“ и т. п.? Да! Сколько таких людей, которые не жалуются на свое несчастие, а терпят его, как запряженная лошадь, которую кучер хлещет по облупленному кнутом боку и которая не может ни выпрыгнуть из оглобель, ни сломить их?»
Жена часто устраивала скандалы, но лишь позже выяснилось, что она страдала от психического заболевания. В 1878 году ее признали душевнобольной и поместили в петербургскую больницу Св. Николая на реке Пряжке.Тут она и жила следующие 30 лет, до самой смерти.
В 1865-м Лесков попытался снова создать семью, на этот раз с замужней Екатериной Бубновой — статной брюнеткой с васильковыми глазами. В этом гражданском браке в 1866-м появляется общий ребенок — Андрей. Кроме того, у женщины были дети и от прошлого брака: Николай; Борис; Варя. Всех их признал и взял на попечение Николай Семенович, до конца жизни посещавший регулярно больную первую супругу.Однако спустя 12 лет распался и этот брак. Екатерина Васильевна уехала от мужа, забрав детей от первого брака и оставив с отцом сына Андрея.
Отношения с сыном у Лескова складывались непросто. Андрей (Дрон) будто бы не оправдывал его надежд, в письмах «любящий отец» упрекал его в лени и называл «молодцом на пошлости». Писатель сам выбрал для него офицерскую стезю, но был в ярости от того, что юноша пошел в погранслужбу. Уже после революции Андрей Николаевич Лесков разработал первый советский «Устав службы пограничных войск», а выйдя на пенсию, написал огромную биографию отца.
Еще одной воспитанницей Лескова была Варя Долина, дочь его служанки, которую та чуть не сдала в приют. Писатель искренне любил девочку и в завещании узаконил ее в правах вместе со старшими детьми — Верой (от первого брака) и Андреем.
9. В последние годы своей жизни Лесков вновь принялся изобличать военных, чиновников, священнослужителей. Именно в то время выходят в свет его работы «Тупейный художник», «Зверь», «Пугало». Одновременно с этим писатель начал трудиться над детскими рассказами, которые печатались во всех изданиях.
10. «Самым скромным и дешевым порядком» просил Лесков организовать свои похороны и никогда не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста».
В последние годы жизни Лескова мучила астма, которая и привела к кончине 21 февраля (5 марта) 1895 года. Похоронили писателя 7 марта (н.ст.) на Литераторских мостках Волковского кладбища Петербурга.
«Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, — писал Лесков, — что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе».
В статье использованы материалы из общедоступных источников.