Найти в Дзене
Фёдор Тенин

Молодой московский монастырь, уничтоженный большевиками

На Новослободской улице, неподалёку от Савёловского вокзала, стоит огромное кирпичное здание, поражающее прохожих мастерством фигурной кладки. Оно явно старинное и конечно же является храмом, но выглядит несколько странно. Как будто чего-то не хватает.

Фотография взята с сайта Pastvu.com
Фотография взята с сайта Pastvu.com

И действительно, много чего не хватает: колокольни, куполов, красивой кирпичной ограды, ещё трёх церквей, большого кладбища. Всё это было снесено в советское время. От одного из самых молодых московских монастырей уцелели лишь собор Спаса Всемилостивого, фундамент одного из кладбищенских храмов, небольшая часовня и бывший трапезный корпус.

Фотография взята с сайта Pastvu.com
Фотография взята с сайта Pastvu.com

История Скорбященского монастыря началась в пятидесятые годы XIX века. В ту пору, на территории между Бутырской заставой Камер-Коллежского вала и Бутырской тюрьмой ещё не воцарился большой город. Эта местность, где по преданию когда-то уединялся юродивый Василий Блаженный, и в середине XIX века была относительно малолюдной и редко застроенной. На месте современного Новослободского парка располагалась усадьба князей Голицыных. В 1856-м году княгиня Прасковья Николаевна Голицына учредила в усадьбе домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В 1865-м году её дочь и наследница, Александра Владимировна Голицына, организовала в имении приют для иногородних монахинь, собиравших пожертвования в Москве. Чуть позже в стенах господского дома разместилась больница. Осенью 1889-го года Святейший Синод официально преобразовал Голицынский приют в женский монастырь. В сентябре следующего года состоялось открытие обители, ставшей домом для игуменьи Евпраксии, пятнадцати монахинь и некоторого количества послушниц. В 1915-м году число насельниц в монастыре выросло до двухсот шестидесяти пяти.

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

Собор во имя Всемилостивого Спаса был возведён на деньги известной благотворительницы, купчихи из города Воскресенска Акилины Алексеевны Смирновой, принявшей тайный монашеский постриг под именем Рафаилы.

Тайное монашество существовало до революции, но не было по настоящему массовым явлением. Гораздо более распространённым оно стало во время советских гонений на православие. Принявший тайный постриг человек продолжал жить в миру, носить светскую одежду, но в то же время исполнял все монашеские обеты и придерживался всех религиозных ограничений. Лишь сам человек, тот, кто его постригал и духовник знали о таком монашестве. Акилина Смирнова не могла удалиться в монастырь по причине слабого здоровья и желания лично наблюдать за строительством собора в Скорбященском монастыре и больничного корпуса в Казанском монастыре в Головино, на которые она жертвовала деньги.

Проект собора, заложенного в мае 1891-го года, был разработан архитектором Иваном Терентьевичем Владимировым. В 1893-м году по его же проекту были возведены ограда и врата монастыря (по другим данным ограда была построена по проекту Сергея Константиновича Родионова в 1900-1902 годах). Акилина Смирнова не дожила до окончания строительства и после её смерти, оно было продолжено её душеприказчиком, купцом из Сергиева Посада, Иваном Ефимовичем Ефимовым.

Он также руководил строительством часовни на могиле Смирновой. Удивительно, но лишь этой часовне удалось пережить советскую эпоху. Все остальные памятники, склепы и надгробия обширного и престижного кладбища Скорбященского монастыря были уничтожены.

-6

Строительство собора двигалось к завершению, но архитектору Владимирову так и не довелось увидеть своё творение в готовом виде. Он умер в мае 1894-го года и собор достраивался под руководством архитектора Петра Алексеевича Виноградова. Главный престол храма, посвящённый Происхождению честных древ Животворящего Креста был освящён в октябре 1894-го года митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен в ноябре того же года. Левый придел во имя Двенадцати апостолов освящен в декабре.

Западный фасад церкви Трёх святителей. Изображение взято с сайта Pastvu.com
Западный фасад церкви Трёх святителей. Изображение взято с сайта Pastvu.com

В том же 1894-м году рядом с храмом начало расширяться кладбище. Церковь Трёх святителей появилась на нём благодаря усилиям купца Ефимова. В 1897-м году вдова купца Обухова оплатила строительство одноглавого храма Тихвинской иконы Божией Матери над могилой своего покойного супруга. В советское время Тихвинская церковь была поделена на квартиры. В шестидесятые годы жильцов переселили и обветшавшее здание было снесено. Церковь Трёх святителей была почти полностью разрушена в конце шестидесятых годов, уцелел лишь её подвал. Над ним оборудовали площадку для установки новогодней ёлки и проведения детских праздников.

От кладбища, стёртого с лица земли на рубеже двадцатых и тридцатых годов, осталась лишь часовня на могиле благотворительницы Смирновой (Рафаилы). За недолгую историю его существования на нём было похоронено более двух тысяч человек. Говорят, что перед зачисткой кладбища было перезахоронено лишь несколько десятков тел. Означает ли это, что под Новослободским парком по прежнему лежат примерно две тысячи покойников? Не знаю, возможно. Среди погребённых на этом кладбище были знаменитый адвокат Фёдор Никифорович Плевако; автор пятитомной «Истории России» Дмитрий Иванович Иловайский; промышленник Александр Фёдорович Второв, оказавший значительное влияние на развитие Иркутска; Николай Александрович Второв, по сути ставший основателем подмосковного города Электросталь; архитектор Василий Георгиевич Сретенский; цирковой Артист Анатолий Леонидович Дуров, брат основателя «Уголка Дурова».

В книге Алексея Тимофеевича Саладина «Очерки истории московских кладбищ» некрополь Скорбященского монастыря описывался так: 

Кладбище Скорбященского монастыря уже довольно населено. В дальнейшем оно обещает дать много художественных надгробий и, кто знает, может быть, в будущем веке оно будет так же ценно для наших потомков, как мы ценим кладбище Донского монастыря, с его надгробиями конца XVIII и начала XIX века.
Внутри монастырской ограды еще цел парк прежней барской усадьбы. От церкви вглубь идет аллея из дубов и кленов, а в стороне направо невольно обращает внимание свидетель прежней жизни — флигель с колоннами. Вся середина парка пока еще не занята могилами, там царит прохлада и тишина. Изредка торопливо пройдет монахиня, да где-нибудь на скамейке отдыхает одинокий посетитель кладбища. Хорошо лежать покойникам под защитою стен этой святой обители, но не для всякого это доступно, могилы здесь довольно дороги".
Из книги А.Т. Саладина «Очерки истории московских кладбищ».
Фотография взята с сайта Pastvu.com
Фотография взята с сайта Pastvu.com

В апреле 1900-го года митрополитом Московским Владимиром был освящен храм во имя Архангела Рафаила. Этот  потрясающий небольшой храм был снесён в 1978-м году.

-10

Существовали и планы по сносу собора, но к счастью они не воплотились в жизнь. Ещё в 1918-м году монастырь был закрыт. Некоторые монахини ушли, другие организовали пошивочную артель и остались жить на прежнем месте. В 1922-м году храмы были разграблены. Тогда же на территории бывшего монастыря разместилась кавалерийская часть. В 1929-м году монашеская артель была разогнана, после чего богослужения в Спасском храме прекратились. Власти передали его Техникуму промысловой кооперации. В семидесятые годы бывший собор, был передан Государственному станкостроительному институту (Станкин).

-11

Храм Всемилостивого Спаса был передан верующим лишь в 2019-м году.

-12

Пока что ему ещё не возвращён оригинальный облик и за счёт этого, интерьеры храма выглядят весьма причудливо, как сочетание церкви, склада и старого учебного заведения.

-13

-14

-15

-16

Обогнув собор и пройдя немного по территории Новослободского парка, можно увидеть Трапезный корпус. В прошлом, на первом этаже этого красивого здания, в большом зале площадью двести квадратных метров размещалась трапезная для живущих в монастыре. На втором этаже, в похожем зале находилась рукодельная мастерская, где производился пошив облачений. В прочих помещениях были кельи монахинь, кухня, продуктовый склад.

В тридцатые годы корпус стал обычным жилым домом, а в семидесятые был переоборудован в спортзал. Этот корпус первым вернули верующим, ещё в 1995-м году, поэтому до передачи храма Спаса Всемилостивого все службы проходили в нём. Сейчас он открывается только в часы богослужений.