Найти в Дзене

Почему фильмы «Звонок» пугают и завораживают

Франшиза фильмов «Звонок» (リング, The Ring,) уникально соединила древний фольклорный ужас с технологической современностью, превратив такой бытовой предмет, как видеокассету, в проводник смерти. В основе ее воздействия точная драматургическая машина, работающая на сдержанном страхе, атмосферной неопределенности и ощущении неизбежности. Истоки феномена тянутся к роману Кодзи Судзуки и японской экранизации Хидео Накаты «Звонок» (リング, 1998), где минимализм изображения современного быта сочетается с культурным архетипом онрё (мстительного духа). Голливудская версия Гора Вербински «Звонок» (The Ring, 2002) перенесла историю в западный контекст, добавив ледяной визуальный блеск и монтажные «уколы» тревоги, но сохранив главный принцип: ужас не кричит, он накапливается.

Когда в 2001 году фильм Хидео Накаты «Звонок» (1998) вышел на VHS в Англии, на обратной стороне коробки было написано, что дистрибьютор не несет ответственности «за любые травмы или смертельные случаи, которые могут произойти во время или после просмотра этой видеокассеты».
Когда в 2001 году фильм Хидео Накаты «Звонок» (1998) вышел на VHS в Англии, на обратной стороне коробки было написано, что дистрибьютор не несет ответственности «за любые травмы или смертельные случаи, которые могут произойти во время или после просмотра этой видеокассеты».

Страшным любой фильм «Звонок» делает изощренная работа с ожиданием. Зрителя втягивают не внезапные скримеры, а неумолимый обратный отсчет. Семь дней, отмеченные телефонным звонком, становятся неким голосом судьбы. Эта механика времени переводит страх из сферы неожиданного в область экзистенциального: пугает не момент, а знание. Каждый кадр - подсказка и угроза. Ритм построен на паузах, шорохах, внезапной тишине, холодной палитре из зеленовато-синих тонов, где город кажется вымершим, а вода - символом границы между мирами. Иконическая сцена выхода Самары/Садако из экрана это мастер-класс по разрушению четвертой стены: экран, который должен защищать, становится порталом. Впервые зритель ощущает, что граница между «там» и «здесь» проницаема, а значит, опасность может оказаться в вашей гостиной.

Интерес же поддерживается детективной структурой. «Звонок» - это не просто история о проклятии, но и расследование, где журналистка шаг за шагом распутывает узел семейной трагедии, научных экспериментов и коллективного отрицания. Каждая разгадка влечет новую загадку, а найденное объяснение неожиданно не снимает угрозы, а углубляет ее. Фильм предлагает зрителю активную роль, где мы начинаем читать монтажные ребусы проклятой видеозаписи, ловим символы (колодец, лошадь, дерево, кольцо света) и строим версии. В этом синтезе хоррора и детектива рождается бодрящая интеллектуальная вовлеченность. Нам хочется понять, почему это случилось, даже когда страшно смотреть.

Хотя значение названия филльма «Звонок» неоднозначно ( оригинал можно перевести как"кольцо"),  Кодзи Судзуки, автор оригинального романа, всегда имел в виду циклический характер проклятия Самары/Садако
Хотя значение названия филльма «Звонок» неоднозначно ( оригинал можно перевести как"кольцо"), Кодзи Судзуки, автор оригинального романа, всегда имел в виду циклический характер проклятия Самары/Садако

Визуальный язык франшизы работает на уровне примитивных страхов (фобии воды, темноты, искаженного тела) и современной медиа паранойи. Белый шум, перегорающие кадры, дрожащая фактура плёнки превращаются в стилистику кошмара, где реальность слегка «ломается». В эпоху, когда экран стал продолжением сознания, «Звонок» эксплуатирует мысль, что медиа не просто отражают мир, они его заражают. Эта идея делает франшизу культурным комментарием о вирусной информации задолго до социальных сетей. Проклятие распространяется как мем: кто посмотрел - тот передал дальше. Моральная двусмысленность финала, т.е. выживание ценой заражения других, добавляет послевкусие и тему ответственности за «пересылку» ужаса.

Еще одна причина, до сих пор фильм пугает, это образ Самары/Садако. Это не демон с эффектным лором, а трагическая фигура, рожденная из насилия, изоляции и непонимания. Ее медленные, неестественные движения, волосы, занавесом скрывающие лицо,- все это визуальные решения, в которых нет гротеска, только нарушенная человечность. Жалость и ужас существуют одновременно, что усложняет эмоциональный резонанс. Сама видеозапись как бессознательное этой девочки: набор символов травмы, который всплывает в нашем восприятии и прилипает к памяти.

Задолго до премьеры фильма «Звонок» (2002), проклятое видео использовалось в качестве рекламного ролика. В рекламе не упоминалось о том, с чем оно связано.
Задолго до премьеры фильма «Звонок» (2002), проклятое видео использовалось в качестве рекламного ролика. В рекламе не упоминалось о том, с чем оно связано.

Франшиза варьирует тон и масштаб от фильма к фильму, но сохраняет свое ядро- расплата приходит не за грех, а за прикосновение. Это редкий случай, когда хоррор ставит зрителя в аморальную ситуацию не выбора «добра и зла», а выбора «жизни и передачи зла дальше». Журналистская перспектива героини подчеркивает болезненную актуальность- правда не освобождает, а только проливает свет на механизм зла. В этом парадоксе и есть сила «Звонка». Нас пугают не монстры, а последствия знания.

Для поклонников жанра «Звонок» может считаться учебником по созданию саспенса. Перед нами экономность средств, строгая композиция кадра, работа со звуком и паузой, умение строить миф из бытовых деталей. Фильм наглядно показывает, что хоррор может быть не только аттракционом, но и исследованием культуры, памяти и боли. И если спустя годы сцена выхода из экрана все еще заставляет ваше сердце пропустить удар, то потому, что «Звонок» нашел идеальную форму для страха, где привычные экраны и комнаты больше нас не защищают.

На первой неделе релиза «Звонка» (2002) в США и Канаде некоторые кинотеатры разместили реальные копии проклятой касеты на сиденьях для ничего не подозревающих зрителей в качестве халявы.
На первой неделе релиза «Звонка» (2002) в США и Канаде некоторые кинотеатры разместили реальные копии проклятой касеты на сиденьях для ничего не подозревающих зрителей в качестве халявы.

......

Другие статьи на тему страшного и мистического в фильмах:

-Каяко: как «Проклятие» вырастило своего монстра

-Синистер: жуткое путешествие в мир настоящего зла

-Как фильмы «Паранормальное явление» заставляет нас вглядываться в тень

-Дорама Gonjiam: реальность и ужас в погоне за популярностью

-Фильмы "Пункт назначения": философия неизбежного и страха