Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Крупнейший в мире деревянный храм, к тому же - сейсмоустойчивый. Никогда не догадаетесь, в каком он городе!

Основанный в 1854 году как крепость, а 1867 повышенный до города, Верный (нынешняя Алма-Ата) всегда оставался небольшим. И всё же в начале ХХ века с населением в 23 тысячи человек в нынешних границах Казахстана он уступал также Уральску (37 тыс. жителей, раз-два-три) и Семипалатинску (26 тыс., раз-два-три). Однако облик Верного был, судя по всему, куда специфичнее - тут сыграли роль три фактора: 1. В 1887 и 1910 годах Верный разрушался землетрясениями, а в 1921 - селевым потоком. Следовательно, почти вся старина здесь была создана в небольшой промежуток времени и в попытке создать что-нибудь сейсмостойкое. 2. Почти всё здесь строили два архитектора - местный уроженец Андрей Зенков и приглашённый француз Пётр Гурдэ. 3. Строили здесь из местных материалов, в первую очередь тянь-шаньской ели, древесина которой очень прочная и от времени не гниёт, а каменеет. А как результат, немногочисленные верненские домики и храмы не спутаешь ни с чем. С храмов и начнём, а точнее - с Вознесенского Зенк

Основанный в 1854 году как крепость, а 1867 повышенный до города, Верный (нынешняя Алма-Ата) всегда оставался небольшим. И всё же в начале ХХ века с населением в 23 тысячи человек в нынешних границах Казахстана он уступал также Уральску (37 тыс. жителей, раз-два-три) и Семипалатинску (26 тыс., раз-два-три). Однако облик Верного был, судя по всему, куда специфичнее - тут сыграли роль три фактора:

1. В 1887 и 1910 годах Верный разрушался землетрясениями, а в 1921 - селевым потоком. Следовательно, почти вся старина здесь была создана в небольшой промежуток времени и в попытке создать что-нибудь сейсмостойкое.

2. Почти всё здесь строили два архитектора - местный уроженец Андрей Зенков и приглашённый француз Пётр Гурдэ.

3. Строили здесь из местных материалов, в первую очередь тянь-шаньской ели, древесина которой очень прочная и от времени не гниёт, а каменеет.

А как результат, немногочисленные верненские домики и храмы не спутаешь ни с чем. С храмов и начнём, а точнее - с Вознесенского Зенковского собора (1904-07) - пожалуй, самого выдающегося произведения русской архитектуры во всей Средней Азии:

Собор не просто очень красив - он ещё и уникален в инженерном смысле. Во-первых, срублен из тянь-шаньской ели, хотя снаружи и не скажешь. Во-вторых, высотой 54 метра - то есть, это самая большая в мире историческая деревянная церковь. Но ещё удивительнее то, что он прекрасно пережил землетрясение 1910 года, разрушившее многие одноэтажные дома.

-2

Дело в том, что это ещё и один из первых опытов сейсмостойкого здания в русской архитектуре - деревянный корпус храма прошит металлическими болтами и содержит пазы, делающие конструкцию гибкой. То есть, если я верно понимаю, при землетрясении он качается - но не падает. Кроме того, фундамент собора установлен на монолитной плите, которую окружает подземная галерея, призванная гасить поверхностные волны: в то землетрясение довольно внушительная трещина, разросшись в сторону собора, обошла его, что конечно многие восприняли как чудо.

-3

Интересна и архитектура - пожалуй, в России такое здание смотрелось бы балаганом. Но в чуждом, экзотическом, потрясающе красивом и разнообразным Семиречье, где соседствуют хвойные леса и песчаные пустыни, бегают сайгаки и фаланги, а разбойники-мусульмане караулили на древних дорогах китайских купцов, он абсолютно уместен. Его облик я бы охарактеризовал как "чудеса Востока глазами русских поселенцев". Деталями собора можно любоваться бесконечно:

Удивляет и то, что он в принципе уцелел - почему-то во всех (!) без исключения казахских городах, что я знаю, при Советах были уничтожены именно центральные соборы, но уцелели казачьи церкви и татарские мечети в предместьях - так было в Уральске, Акмолинске, Петропавловске, Семипалатинске, Павлодаре, Кокчетаве - короче, везде. Здесь же собор почти сразу был взят под охрану, а в 1931 году в него въехал Центральный музей Казахстана, обитавший там до 1985 года.

-5

Интерьер собора подстать наружному убранству - величественный, столь же наш, сколь и азиатский.

-6

Домик рядом с собором - управление Астанайской и Алматинской епархии, включающей в себе всё Семриречье и почему-то Астану. Как видите, здесь церковь очень тактична: обитает в маленьком домике, и обходится без золотых куполов.

-7

Предыдущий же кафедральный собор (1875) стоял чуть в стороне и был разрушен землетрясением 1887 года. Сравнивая с Зенковским шедевром, понимаю, что мне его совершенно не жалко:

-8