Становится понятным почему научные коллективы в Карелии стареют с возрастом своих исследователей. Потому что не выжить молодым учёным на их нищенские зарплаты.
Скандальная история с выбором нового генерального директора Карельского научного центра Российской академии наук вытащила наружу многие тайны из «жизни академиков». Раньше бы такое не стали выносить на публику в Карельском научном центре, но коли пошла игра без правил со стороны руководства, то и молодые учёные решили правды больше не скрывать. Они сильно рискуют, конечно, вступая в публичный спор.
Чтобы быть максимально точным буду излагать их позицию в этом споре, опираясь на уже опубликованное и потому проверяемое.
С начала о том, с чего всё началось. По причинам известным только министерству науки и высшего образования России, да ещё первому кругу руководителей Карельского научного центра был уволен с должности директора Института леса КарНЦ РАН Александр Крышень. Это известие пришло в научный центр вместе с сообщением о том, что победивший на выборах генерального директора КарНЦ РАН Александр Крышень не был утверждён в этой должности министерством науки и высшего образования РФ. Получился двойной удар по Крышеню: не утвердили гендиректором, а ещё и уволили с директорской должности, которую он занимал с 2013 года.
Во всех институтских коллективах, в Институте леса прежде всего, начались бурные дискуссии, в ходе которых научные сотрудники искреннее недоумевали от происходящего и не скрывали своих симпатий в отношении гонимого А. Крышеня. Самая напряжённая ситуация сложилась, понятно, в Институте леса КарНЦ РАН и сюда для объяснений с учёными пришёл заместитель генерального директора по научно-организационной работе КарНЦ РАН Александр Слабунов.
Разговор получился шире, не только о Крышене речь шла. В частности, возникла тема о зарплатах учёных, особенно молодых, на которую выжить невозможно. Размер её составляет порядка 50 тысяч рублей, а у кого-то и меньше этой суммы выходит. При этом если раньше к зарплате плюсовались ещё квартальные премии, то теперь они отмены, возмущались учёные. Как жить? – задавались отнюдь не риторическим для них вопросом. Реакция на их возмущения гендиректора по научно-организационной работе КарНЦ РАН Александра Слабунова поразила их и возмутила. В своём тексте, опубликованном на странице «ВКонтакте» «Независимые учёные Карелии» они явно ошеломлённо написали: «он [зам.гендиректора КарНЦ РАН А. Слабунов] просто рассмеялся в лицо коллегам». Слышавшие и видевшие всё это восприняли подобную реакцию Слабунова как их унижение.
«Как можно быть настолько циничным? — возмущаются сотрудники центра. — Пока он [Слабунов] получает астрономические суммы, многие талантливые учёные вынуждены подрабатывать в других местах или вообще покидать науку».
А сумма вознаграждения за труд, получаемая А. Слабуновым действительно удивляет. Можно только порадоваться за доктора геолого-минералогических наук А. Слабунова, который как замгендиректора Карельского научного центра, и как руководитель лаборатории геологии и геодинамики докембрия Института геологии КарНЦ РАН, получает ежемесячно по 200 тысяч рублей и более.
Учёные ждут реакции на цинизм Слабунова от исполняющей обязанности гендиректора Ольги Бахмет. Последняя рискует совсем запутаться в разрастающихся скандалах, из-за которых неизбежно теряет уважение коллег по-научному цеху. А тут ещё и Слабунов ей удружил.
Худо обстоят дела в Карельском научном центре РАН. Договориться по-хорошему с коллективами институтов, руководство КарНЦ РАН то ли не может, то ли не желает, возможно, считая это административной слабостью, а значит надо ждать служебных репрессий в отношении не согласных с «генеральной линией» и какого-нибудь хитроумного расчленения конфликтных зон, путём привлечения на свою сторону осторожных и сомневающихся, предпочитающих держаться ближе к начальству (всегда беспроигрышная позиция).
Началась позиционная борьба. В такой ситуации участникам её уже не до науки.
Анатолий Цыганков