Найти в Дзене
Татарский Мир

Хасан-Гата Габаши как историк

Во второй половине XIX в. в России широко распространились национальные идеи. В татарской среде они нашли отражение в творчестве Юсуфа Акчуры, Садри Максуди, Фуада Туктарова, Заки Валиди, Султана Галиева и других. Их обсуждали наряду с вопросами о национальной истории, едином литературном языке, реформировании системы образования, религиозной реформе и другими. Интерес к национальной истории начался с Марджани, который сместил курс исторического нарратива с религиозной исламской истории к национальной. Благодаря чему к 1900–1910 гг. появилась целая серия исторических сочинений, среди которых работы Г.Ахмерова, З.Валиди, Г.Баттала, М.Рамзи и написавшего несколько исторических сочинений Габаши. Первое историческое сочинение Габаши – краткий энциклопедический информационный буклет «Төрек ыруглары» («Тюрские народности», 1897), адресованный начальным школам. За ним последовало сочинение «Мохтасар тарихе кауме төрки» («Краткая история тюркского народа», 1907), подготовленное

Во второй половине XIX в. в России широко распространились национальные идеи. В татарской среде они нашли отражение в творчестве Юсуфа Акчуры, Садри Максуди, Фуада Туктарова, Заки Валиди, Султана Галиева и других. Их обсуждали наряду с вопросами о национальной истории, едином литературном языке, реформировании системы образования, религиозной реформе и другими. Интерес к национальной истории начался с Марджани, который сместил курс исторического нарратива с религиозной исламской истории к национальной. Благодаря чему к 1900–1910 гг. появилась целая серия исторических сочинений, среди которых работы Г.Ахмерова, З.Валиди, Г.Баттала, М.Рамзи и написавшего несколько исторических сочинений Габаши.

Первое историческое сочинение Габаши – краткий энциклопедический информационный буклет «Төрек ыруглары» («Тюрские народности», 1897), адресованный начальным школам. За ним последовало сочинение «Мохтасар тарихе кауме төрки» («Краткая история тюркского народа», 1907), подготовленное по просьбе учителей, в числе которых Г.Баруди, оно было предназначено для средней школы.

Наиболее значимым оказался фундаментальный труд Габаши по истории тюрков, их месте и роли в мировой истории «Мөфассал тарихе кауме төрки» («Подробная история тюрков»). Работа была опубликована в Казани в 1909 г. Габаши поддержал булгарскую концепцию Марджани об этногенезе татарского народа.

 «Мөфассал тарихе кауме төрки» («Подробная история тюрков»).
«Мөфассал тарихе кауме төрки» («Подробная история тюрков»).

Первым среди татарских историков он выделил основные этапы тюркской истории, исследовал древнейшие периоды в истории тюркских и финно-угорских племен, их традиции и обычаи, быт, ремесла, торговлю. Габаши предложил собственную тюркскую периодизацию: «Древняя эпоха – Средние века – Новое время». Древняя эпоха (доболгарский и болгарский периоды), средневековая (от начала монгольского завоевания до падения Казанского ханства), новая (от падения Казани до наших дней). По мнению Габаши, болгары появились в результате смешения тюркских и финно-угорских племен. Тюрки, будучи самым главным и древним туранским народом, рассе- лились на огромные территории, в том числе на юге до Дуная, затем на восток к Северному Причерноморью и Приазовью, включая Закавказье, Азербайджан, берега Хазарского моря, Сырдарьи и Амударьи и далее. В числе тюрок у Габаши, наряду с гуннами, аварами, уграми, болгарами, хазарами, кипчаками, татарами, монголами, оказались также ираноязычные народы – скифы, сарматы, массагеты, аланы и другие . Схожей стратегии причисления к тюркам нетюркских народов придерживался современник Габаши, автор другой тюркской истории – Мурад Рамзи. «Мөфассал тарихе кауме төрки» принесла Габаши наибольшую известность и признание. Это сочинение обсуждали на заседании «Общества археологии и этнографии» в Казанском университете. Габаши получил множество писем со всей России с восторженными откликами читателей. Даже турецкий султан Мехмед V, высоко оценив труд ученого, прислал ему в подарок четки из драгоценных камней, золотые часы и большой ковер. С приходом к власти большевиков Габаши оставил общественную деятельность и все свое время посвятил историческим исследованиям и преподаванию на различных учи- тельских курсах.

Х.Габаши
Х.Габаши

В своей работе Габаши не ограничивался арабскими и персидскими историческими сочинениями. Он совмещал «восточную» и «западную» традиции: обращался к трудам Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и других историков. Изучал историю сел и деревень Заказанья, то есть обращался к некоему формату «микроисторического» подхода.

Динара Марданова