Конечно, все рассказы советского времени, которые нам подавались как исторические материалы, переполнены разными выдуманными историями. Их великое множество и у меня даже две книжки есть об этом.
Но я захотел выбрать из всего множества некоторые эпизоды, которые до сих пор воспринимаются большинством граждан как реальные события и даже не вызывают сомнений в их достоверности. Таковых немало, и я выбрал три, которые, как мне кажется, наиболее полезны будут.
Кто же затопил Берлинское метро
Думаю, очень многие сходу расскажут, как Гитлер боялся, что советские войска проникнут в Рейхсканцелярию через подземные туннели и приказал затопить метров водами Шпрее. И его не смутило, что в подземке прячутся тысячи мирных жителей и расположены госпитали со множеством раненых. В результате этого варварского поступка погибли десятки тысяч людей, как советских солдат, так и немцев.
У всей этой истории есть один важный недостаток, который понятен даже без документов. Дело в том, что Берлинское метро проложено под самыми мостовыми, а уровень воды в Шпрее ниже, и потому полностью затопить туннели просто невозможно по законам физики. Тем более, устроить всё быстро не получится, вода будет поступать постепенно.
Ну а если копать глубже, то никаких госпиталей в метро не размещали, и жители там не прятались — метро было неглубокое, и в качестве бомбоубежищ служить не могло. А вот немцы использовали туннели, чтобы проникать в наш тыл. Что советскому командованию не нравилось очень и было решено затопить туннели, чтобы решить эту проблему.
Ничего секретного в той истории нет, сохранилось немало документов про операцию с затоплением. В ночь на 2 мая 1945 года 9-м отдельным штурмовым инженерно-сапёрным батальоном 2-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады был произведён взрыв в туннеле под Ландверканалом, возле Требинерштрассе, в полосе наступления 82-й гвардейской стрелковой дивизии. В результате взрыва вода проникла в туннели и затопила около 25 км. Считается, что в метро погибло около двухсот человек (столько потом извлекли тел), но едва ли они утонули, так как вода прибывала медленно и полного затопления не было — уровень воды в результате достиг около метра. Скорее всего люди погибли ранее от других причин, в частности, при бомбардировках.
«Психическая атака» танков генерала Рыбалко
История эта известна более всего по киноэпопее «Освобождение», где показано, как машины танковой армии генерала Рыбалко ночью атакуют немцев на подступах к Киеву с зажжёнными фарами и включёнными сиренами. Немцы же этого ужасно пугаются. Откуда к кинематографистам пришла эта история, я так и не выяснил, но есть целые публикации о том, что такая атака применялась генералом Рыбалко не раз и даже была чем-то вроде его визитной карточки.
На самом деле это, конечно, полная глупость. Никакие сирены немцев бы напугать не могли, поскольку их бы просто не услышали, а включённые фары на танках никого не слепили, зато помогли немецким наводчикам в темноте легко уничтожить атакующие танки. Ничего подобного никогда и не было.
Но интересно же узнать, что послужило поводом для этой истории. На самом деле поводов было два.
Во-первых, хотя 3-я танковая армия Рыбалко вообще не штурмовала Киев, а только его окружала и в сам город не входила, но ночная атака действительно была. Только с точностью до наоборот.
В архивных документах нетрудно найти описание ночной атаки 7-го гвардейского танкового корпуса населённого пункта Святошино 5 ноября 1943 года. Атаковали ночью, в полной темноте. На танках зажгли фары, но сзади, чтобы идущая следом машина могла двигаться ровно за предыдущей. Были выделены специальные офицеры, которые обеспечивали движение в правильном направлении. Были созданы разведгруппы, которые должны были подсвечивать цели ракетами. Словом, это была сложнейшая и интереснейшая операция, увенчавшаяся нашим полным успехом.
Во-вторых, в одном из отчётов по штурму Киева есть упоминания, что танки 22-й бригады в ночь с 5-го на 6-е ноября ворвались на улицы Киева с зажжёнными фарами. Правда, сам документ не боевой, а скорее агитационный, составлен политотделом и полон противоречий, но это не важно. Понятно, откуда пошла история про зажжённые фары.
«Второй Сталинград»
Тут можно даже говорить о некой системе, поскольку наши историки придумали ещё и «Третий Сталинград». Речь о Корсунь-Шевченковской операции, весьма известной, так как о ней очень любят упоминать как одной из наиболее успешных, проведённых Красной Армией. Само сравнение со Сталинградской битвы, напомню, основано на том, что на Украине тогда окружили огромную группировку немцев, которую разгромили. В отличие от Сталинграда, ни о какой капитуляции какого-нибудь германского фельдмаршала или хотя бы генерала в высокой должности никто в советское время не упоминал.
И слава богу, поскольку лишь ещё больше бы запутали тех, кто историей своей родину интересуется. Ибо наши войска действительно смогли окружить крупную группировку немцев, но, не смогли разгромить. В окружение попало два армейских корпуса немцев, общая численность их оценивается в 59 тысяч человек, свыше 300 полевых орудий и около 70 танков и штурмовых орудий.
В окружение попали пять дивизий, корпусная группа и бригада. В советских данных речь идёт о значительно бо́льшем количестве соединений, но это вызвано тем, что в окружении были военнослужащих, которые находились вне своих частей и их тоже посчитали за полки и дивизии.
В результате прорыва, из «котла» вырвалась не «группа высших чинов на нескольких танках», а 28 767 человек, плюс вывезли 7496 раненых. Ранее по воздуху вывезли 4161 раненых, всего из окружения спаслось 40 423 человек, всё тяжелое вооружение пришлось бросить. Около 19 000 были убиты или захвачены в плен (из них 5 тысяч при прорыве), советские данные говорят про 11 тысяч пленных.
Основной ударной силой при прорыве была дивизия СС «Викинг», в которой из 12 тысяч на начало прорыва осталось 8278 человек. Это не мешало советским историкам рассказывать, что эта дивизия была в «котле» уничтожена (и не в первый раз уничтожена).
Потери Вермахта при попытках деблокировать «котёл» составили около 10 тысяч человек ранеными и убитыми.
Потери советских войск составили около 80 тысяч человек, из которых безвозвратные (убитые, умершие и пропавшие без вести) составили 24 тысячи человек. Но оценить сложно, поскольку потери, связанные с Корсунь-Шевченковской операцией, отдельно не выделялись. По немецким данным, в ходе боев Вермахтом было захвачено около 7 тысяч пленных.
Согласитесь, что реальная картина мало похожа на Сталинградскую битву. Если только тем, что под Сталинградом наши потери тоже были выше, чем у разгромленного нами противника.
Ну и в завершении хочу предложить сразу серию статей про ещё одну историю, в которой сразу несколько мифов — бой за станицу Кущёвскую.