Найти в Дзене
Норникель

Ставка на гибрид: как электрокары EREV могут повлиять на рынок металлов

Спрос на электромобили растет ежегодно, но ограниченный запас хода без подзарядки и зависимость от зарядных станций остаются проблемой для некоторых покупателей. Решением могут стать гибридные электромобили с увеличенным запасом хода (EREV, Extended-Range Electric Vehicles). Как они работают и могут ли увеличить популярность электрокаров, а как следствие — стимулировать спрос на металлы, такие как литий, никель и кобальт, необходимые для производства аккумуляторов? Разберемся в статье. EREV — это электромобиль с бензиновым или дизельным генератором, который заряжает батарею, когда она начинает разряжаться. В отличие от остальных гибридов, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не крутит колеса, а только подзаряжает батарею по мере необходимости. Это позволяет не беспокоиться о немедленной подзарядке и делает EREV ближе к электромобилям, чем к обычным гибридам. Принцип работы EREV можно описать так: У EREV есть преимущества как перед обычными автомобилями, так и перед электрокарами: больш
Оглавление
RAM 1500 REV / FCA US LLC
RAM 1500 REV / FCA US LLC

Спрос на электромобили растет ежегодно, но ограниченный запас хода без подзарядки и зависимость от зарядных станций остаются проблемой для некоторых покупателей. Решением могут стать гибридные электромобили с увеличенным запасом хода (EREV, Extended-Range Electric Vehicles).

Как они работают и могут ли увеличить популярность электрокаров, а как следствие — стимулировать спрос на металлы, такие как литий, никель и кобальт, необходимые для производства аккумуляторов? Разберемся в статье.

Принципы работы и преимущества EREV

EREV — это электромобиль с бензиновым или дизельным генератором, который заряжает батарею, когда она начинает разряжаться. В отличие от остальных гибридов, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не крутит колеса, а только подзаряжает батарею по мере необходимости. Это позволяет не беспокоиться о немедленной подзарядке и делает EREV ближе к электромобилям, чем к обычным гибридам.

Принцип работы EREV можно описать так:

  1. Основной режим — электромобиль: машина едет только на электроэнергии.
  2. Когда батарея начинает разряжаться, включается генератор: ДВС запускается и работает как электростанция, подзаряжая батарею, но не вращая колеса.
  3. Возможна зарядка от розетки: как и обычный электромобиль, EREV можно заряжать от сети.
-2

У EREV есть преимущества как перед обычными автомобилями, так и перед электрокарами: больший запас хода, экологичность, экономичность, а еще — потенциальная независимость от зарядных станций.

Пока EREV используют не так часто, но в ближайшие 5–10 лет таких моделей станет больше, особенно в сегменте SUV — то есть внедорожников для города и коммерческого транспорта.

От каких металлов зависят EREV

В электромобилях с увеличенным запасом хода используются литий-ионные батареи (Li-ion), такие как аккумуляторы NMC (литий-никель-марганец-кобальт-оксидные), которые обладают большой энергоемкостью, то есть способны накапливать и хранить большое количество энергии. Генератор подключается, когда в аккумуляторе остается около 20% заряда, — теоретически это может продлить срок службы батареи.

Для создания подобных аккумуляторов нужен никель. В самых популярных литий-ионных аккумуляторах он повышает энергоемкость батареи, снижает риск перегрева и возгорания. А еще при зарядке электромобиля часть энергии всегда теряется — обычно до 1215% — из-за преобразования в тепло и затрат на поддержание нужной температуры аккумулятора. Никельсодержащие аккумуляторы заряжаются эффективно, теряя меньше энергии.

Второй значимый металл для аккумуляторов EREV — литий. Одна литий-ионная батарея может содержать около 8 килограммов этого металла. Также для электромобилей с увеличенным запасом хода необходима медь. Ее используют в электродвигателях, системах зарядки и других компонентах из-за высокой электропроводности, пластичности и долговечности. Для EREV, как и для других электромобилей, меди требуется в среднем в четыре раза больше, чем для обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

-3

Как EREV могут повлиять на рынок металлов

Отдельной статистики продаж по EREV нет, но спрос на них и на гибридные автомобили в мире растет — особенно в Китае, где с 2020 по 2024 год годовой темп роста рынка этих транспортных средств составил 104%. Китайский бренд Li Auto в 2024-м продал почти 500 000 EREV, а в 2025-м планирует продать не менее 700 000. Американские автопроизводители, например «Форд», собираются включить электромобили с увеличенным ходом в свои линейки внедорожников и кроссоверов.

Рост спроса на EREV закономерно влияет на рынок металлов, необходимых для производства аккумуляторов. По прогнозу Министерства энергетики США за 2021 год, в ближайшее десятилетие мировой рынок литиевых батарей вырастет в 5–10 раз, а с ним и спрос на металлы, необходимые для их производства.

Один из крупнейших мировых производителей никеля и меди — «Норникель»: на его предприятиях производится 16% мирового никеля.