серия статей ОБ АНТИКВАРНОЙ МЕБЕЛИ И НЕ ТОЛЬКО... (3)
Часть 3: Типология и символика египетской мебели
Троны и кресла: Власть, вырезанная в дереве
Трон был главным атрибутом власти фараона и знати. Его конструкция и декор несли глубокую символику:
Зооморфные ножки: Лапы льва или быка символизировали силу и плодородие. Например, трон Тутанхамона имел львиные лапы, а кресло вельможи Пернеба — бычьи копыта.
Спинки с двойной конструкцией: внутренняя спинка повторяла изгибы тела, а внешняя служила опорой и украшалась рельефами (сцены из жизни владельца, изображения богов).
Материалы: дорогие породы дерева (кедр, эбеновое дерево), золотые накладки, инкрустация слоновой костью и полудрагоценными камнями.
Табуреты: от простоты к роскоши
Табуреты были самым распространённым типом мебели. Их виды:
Простые трёхногие табуреты: использовались в быту крестьян и ремесленников.
Складные табуреты: («X-образные») имели складную раму и кожаное сиденье. Часто украшались головами уток или гусей — символов богини Исиды.
Ритуальные табуреты: например, табурет из гробницы Тутанхамона с изображением связанных пленников (нубийцев и сирийцев), олицетворявших покорённые народы.
Кровати и ложа: Сон как ритуал
Кровати египтян были функциональными и символическими:
Конструкция: рама из дерева с плетёным основанием из верёвок или ремней. Матрас из льняной ткани, набитый перьями или шерстью.
Изголовья: часто делались в форме полумесяца или имели подголовники — деревянные или каменные подставки для головы (считалось, что они защищают от злых духов во сне).
Символика: кровать была местом не только отдыха, но и рождения детей и смерти. В гробницах кровати помещали как напоминание о цикле жизни.
Сундуки и ларцы: Хранилища ценностей
Сундуки использовались для хранения одежды, украшений и папирусных свитков. Их украшали:
Геометрические узоры: Инкрустация из разноцветного дерева по принципу «интарсия».
Сцены из мифологии: например, изображение богини Хатхор — покровительницы женщин и дома.
Часть 4: Технологии, материалы и влияние на другие культуры
Самое удивительное в истории египетской мебели — это не её красота, а невероятная техническая сложность. А ведь создавалось всё это в условиях острейшего дефицита качественной древесины!
Крупные деревья в засушливом климате Египта почти не росли. Местные породы — акация, сикомор — были невелики. Ценные кедр и кипарис импортировали из Ливана. Поэтому мастерам приходилось проявлять чудеса изобретательности: они собирали крупные предметы из мелких кусочков, как пазл.
Именно египтяне изобрели и довели до совершенства основные приёмы мебельного производства, которыми мы пользуемся до сих пор:
- Шип-паз — прочное и невидимое соединение деревянных деталей.
- Деревянные штифты (нагели) и гвозди.
- Фанерование и инкрустация: чтобы скрыть некачественные швы или сэкономить дорогое дерево, основу из дешёвой древесины покрывали тонкими пластинками эбенового дерева, слоновой кости и даже золота. Они же создавали сложнейшие узоры.
- Обивка: сиденья часто плели из тростника или верёвок, а для мягкости использовали подушки, набитые перьями.
Египетская мебель — это не просто коллекция древних артефактов. Это фундамент, на котором стоит вся европейская традиция мебельного дела. Римляне, а вслед за ними и мастера Ренессанса, заимствовали у египтян не только формы (например, те же львиные лапы), но и технологии.
В следующий раз, садясь на стул или раскладывая складную мебель для гостей, вспомните, что её далёкий-далёкий предок родился тысячи лет назад на берегах Нила, чтобы обеспечить комфорт не только живым, но и мёртвым.
Если вам интересна тема древних технологий, подписывайтесь на канал — впереди много материалов о культуре и искусстве прошлого.