Найти в Дзене

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: ОТ БЫТОВОГО ПРЕДМЕТА ДО СИМВОЛА ВЕЧНОСТИ, начало в (1)

Троны и кресла: Власть, вырезанная в дереве Трон был главным атрибутом власти фараона и знати. Его конструкция и декор несли глубокую символику: Зооморфные ножки: Лапы льва или быка символизировали силу и плодородие. Например, трон Тутанхамона имел львиные лапы, а кресло вельможи Пернеба — бычьи копыта. Спинки с двойной конструкцией: внутренняя спинка повторяла изгибы тела, а внешняя служила опорой и украшалась рельефами (сцены из жизни владельца, изображения богов). Материалы: дорогие породы дерева (кедр, эбеновое дерево), золотые накладки, инкрустация слоновой костью и полудрагоценными камнями. Табуреты: от простоты к роскоши Табуреты были самым распространённым типом мебели. Их виды: Простые трёхногие табуреты: использовались в быту крестьян и ремесленников. Складные табуреты: («X-образные») имели складную раму и кожаное сиденье. Часто украшались головами уток или гусей — символов богини Исиды. Ритуальные табуреты: например, табурет из гробницы Тутанхамона с изображением связанных п
Оглавление

серия статей ОБ АНТИКВАРНОЙ МЕБЕЛИ И НЕ ТОЛЬКО... (3)

Сидящая женщина с двумя служанками. 1920-1921 гг. н.э; оригинал: Новое царство; около 1400-1390 гг. до н.э. Материал: бумага; темпера. Эта картина-факсимиле копирует деталь сцены банкета в гробнице Джезеркарасенеба в Фивах. Здесь изображена женщина; сидящая на низком стуле и готовящаяся к празднеству с помощью двух слуг. Похожий стул был обнаружен перед могилой женщины по имени Хатнефер.
Сидящая женщина с двумя служанками. 1920-1921 гг. н.э; оригинал: Новое царство; около 1400-1390 гг. до н.э. Материал: бумага; темпера. Эта картина-факсимиле копирует деталь сцены банкета в гробнице Джезеркарасенеба в Фивах. Здесь изображена женщина; сидящая на низком стуле и готовящаяся к празднеству с помощью двух слуг. Похожий стул был обнаружен перед могилой женщины по имени Хатнефер.

Часть 3: Типология и символика египетской мебели

Троны и кресла: Власть, вырезанная в дереве

Трон был главным атрибутом власти фараона и знати. Его конструкция и декор несли глубокую символику:

Зооморфные ножки: Лапы льва или быка символизировали силу и плодородие. Например, трон Тутанхамона имел львиные лапы, а кресло вельможи Пернеба — бычьи копыта.

Кресло Хатнефера. Новое царство, ок. 1492-1473 гг. до н.э., 18-я династия. Материалы: самшит, кипарис, черное дерево, льняной шнур. 
Хатнефер была матерью Сененмута, одного из самых известных чиновников Хатшепсут. Ее нетронутая гробница была обнаружена египетской экспедицией музея в 1936 году. Стул Хатнефер - прекрасный образец египетской деревообработки. Различные элементы были собраны с помощью врезных столярных изделий; а для крепления шипов использовались колышки. Колышки также крепят скобы к спинке и сиденью. Места соединения были укреплены смолистым клеем. На спинке стула изображен ряд защитных символов. В центре изображен бог Бес; божество; которое защищало дом.
Кресло Хатнефера. Новое царство, ок. 1492-1473 гг. до н.э., 18-я династия. Материалы: самшит, кипарис, черное дерево, льняной шнур. Хатнефер была матерью Сененмута, одного из самых известных чиновников Хатшепсут. Ее нетронутая гробница была обнаружена египетской экспедицией музея в 1936 году. Стул Хатнефер - прекрасный образец египетской деревообработки. Различные элементы были собраны с помощью врезных столярных изделий; а для крепления шипов использовались колышки. Колышки также крепят скобы к спинке и сиденью. Места соединения были укреплены смолистым клеем. На спинке стула изображен ряд защитных символов. В центре изображен бог Бес; божество; которое защищало дом.
Мебельная ножка в форме ноги быка. Раннединастический период (ок. 2960-2770 гг. до н.э.). Материал: слоновая кость гиппопотама (слева)
Ножка от кровати или стула. Раннединастический период (ок. 3100-2650 гг. до н.э.). Материал: слоновая кость. (справа)
Мебельная ножка в форме ноги быка. Раннединастический период (ок. 2960-2770 гг. до н.э.). Материал: слоновая кость гиппопотама (слева) Ножка от кровати или стула. Раннединастический период (ок. 3100-2650 гг. до н.э.). Материал: слоновая кость. (справа)
Кресло принцессы Ситамон, изготовленное в Египте в 14 веке до нашей эры. Кресло представляет собой сфинкса с львиными лапами и человеческими головами. Резные головы - это портреты принцессы Ситамон, чье изображение изображено в дублете на внутренней стороне спинки кресла. Из гробницы Юйи и Туйи. Гробница Юйи и Туйи, также известная под своим надгробным номером KV46 - место захоронения древнеегипетского аристократа Юи и его жены Туи в Долине царей. Они были родителями царицы Тийе, главной жены фараона Аменхотепа III, деда Тутанхамона.
Кресло принцессы Ситамон, изготовленное в Египте в 14 веке до нашей эры. Кресло представляет собой сфинкса с львиными лапами и человеческими головами. Резные головы - это портреты принцессы Ситамон, чье изображение изображено в дублете на внутренней стороне спинки кресла. Из гробницы Юйи и Туйи. Гробница Юйи и Туйи, также известная под своим надгробным номером KV46 - место захоронения древнеегипетского аристократа Юи и его жены Туи в Долине царей. Они были родителями царицы Тийе, главной жены фараона Аменхотепа III, деда Тутанхамона.

Спинки с двойной конструкцией: внутренняя спинка повторяла изгибы тела, а внешняя служила опорой и украшалась рельефами (сцены из жизни владельца, изображения богов).

Материалы: дорогие породы дерева (кедр, эбеновое дерево), золотые накладки, инкрустация слоновой костью и полудрагоценными камнями.

Табуреты: от простоты к роскоши

Табуреты были самым распространённым типом мебели. Их виды:

Простые трёхногие табуреты: использовались в быту крестьян и ремесленников.

Складной табурет. Новое царство, ок. 1550-1295 гг. до н.э. Материал: дерево, инкрустация черным деревом и слоновой костью.
Складной табурет. Новое царство, ок. 1550-1295 гг. до н.э. Материал: дерево, инкрустация черным деревом и слоновой костью.

Складные табуреты: («X-образные») имели складную раму и кожаное сиденье. Часто украшались головами уток или гусей — символов богини Исиды.

Ритуальные табуреты: например, табурет из гробницы Тутанхамона с изображением связанных пленников (нубийцев и сирийцев), олицетворявших покорённые народы.

Миниатюрные погребальные модели стула, кровати и сундуков. Из гробницы Мехенкветре. 20 век до н. э.
Миниатюрные погребальные модели стула, кровати и сундуков. Из гробницы Мехенкветре. 20 век до н. э.

Кровати и ложа: Сон как ритуал

Кровати египтян были функциональными и символическими:

Модель раскладной кровати. Новое царство, ок. 1550-1295 гг. до н.э. Материал: дерево, современный шнур.
Модель раскладной кровати. Новое царство, ок. 1550-1295 гг. до н.э. Материал: дерево, современный шнур.

Конструкция: рама из дерева с плетёным основанием из верёвок или ремней. Матрас из льняной ткани, набитый перьями или шерстью.

Подголовник. Среднее царство, ок. 2030-1802 гг. до н.э., дерево. Подголовники использовались древними египтянами для поддержки шеи человека во время сна. В то время как плоское основание и изогнутая верхняя часть являются общими чертами; форма средней части варьировалась. Этот тип с шестью тонкими ножками; поддерживающими изогнутую верхнюю часть; встречается довольно редко. Более распространенными были опоры в виде одной колонны между основанием и верхней частью.
Подголовник. Среднее царство, ок. 2030-1802 гг. до н.э., дерево. Подголовники использовались древними египтянами для поддержки шеи человека во время сна. В то время как плоское основание и изогнутая верхняя часть являются общими чертами; форма средней части варьировалась. Этот тип с шестью тонкими ножками; поддерживающими изогнутую верхнюю часть; встречается довольно редко. Более распространенными были опоры в виде одной колонны между основанием и верхней частью.

Изголовья: часто делались в форме полумесяца или имели подголовники — деревянные или каменные подставки для головы (считалось, что они защищают от злых духов во сне).

Символика: кровать была местом не только отдыха, но и рождения детей и смерти. В гробницах кровати помещали как напоминание о цикле жизни.

Сундук Тутанхамона с миниатюрными панорамами.
На всех поверхностях этого великолепного деревянного сундука Тутанхамона изображены сцены охоты и войны. На одной стороне крышки изображен царь Тутанхамон в своей колеснице, охотящийся на газелей, оленей, страусов и других животных пустыни.
На другой стороне он пускает стрелы в львов. На коротких сторонах царь изображен в виде сфинкса, попирающего врагов Севера и Юга.
“В египетской мебели не было шкафов. Вместо этого одежду хранили в сундуках и шкатулках. Одна из шкатулок Тутанхамона украшена изысканными сценами, нарисованными на всех ее сторонах, а также на крышке.
Сундук Тутанхамона с миниатюрными панорамами. На всех поверхностях этого великолепного деревянного сундука Тутанхамона изображены сцены охоты и войны. На одной стороне крышки изображен царь Тутанхамон в своей колеснице, охотящийся на газелей, оленей, страусов и других животных пустыни. На другой стороне он пускает стрелы в львов. На коротких сторонах царь изображен в виде сфинкса, попирающего врагов Севера и Юга. “В египетской мебели не было шкафов. Вместо этого одежду хранили в сундуках и шкатулках. Одна из шкатулок Тутанхамона украшена изысканными сценами, нарисованными на всех ее сторонах, а также на крышке.

Сундуки и ларцы: Хранилища ценностей

Сундуки использовались для хранения одежды, украшений и папирусных свитков. Их украшали:

Геометрические узоры: Инкрустация из разноцветного дерева по принципу «интарсия».

Сцены из мифологии: например, изображение богини Хатхор — покровительницы женщин и дома.

Подлокотник от церемониального кресла Тутмоса IV. Новое царство, 18 династия, правление Тутмоса IV, ок. 1400-1390 до н. э. Эта деревянная панель является частью левого подлокотника трона; принадлежавшего фараону Тутмосу IV. Следы клея на поверхности позволяют предположить; что низкий рельеф с его изящными резными деталями когда-то был покрыт золотой фольгой. На одной стороне царь изображен в виде стоящего сфинкса; побеждающего врагов Египта. Сокол в правом верхнем углу изображает бога Гора; которого называют "великим богом с пестрым оперением; дающим жизнь и власть". Надпись над спиной сфинкса гласит: "Гор; владыка могущества и действия; попирающий все чужие земли". Сцены на панелях позволяют предположить; что трон использовался либо для коронации короля; либо для празднования его тридцатилетнего омоложения - Хеб-Сед.
Подлокотник от церемониального кресла Тутмоса IV. Новое царство, 18 династия, правление Тутмоса IV, ок. 1400-1390 до н. э. Эта деревянная панель является частью левого подлокотника трона; принадлежавшего фараону Тутмосу IV. Следы клея на поверхности позволяют предположить; что низкий рельеф с его изящными резными деталями когда-то был покрыт золотой фольгой. На одной стороне царь изображен в виде стоящего сфинкса; побеждающего врагов Египта. Сокол в правом верхнем углу изображает бога Гора; которого называют "великим богом с пестрым оперением; дающим жизнь и власть". Надпись над спиной сфинкса гласит: "Гор; владыка могущества и действия; попирающий все чужие земли". Сцены на панелях позволяют предположить; что трон использовался либо для коронации короля; либо для празднования его тридцатилетнего омоложения - Хеб-Сед.

Часть 4: Технологии, материалы и влияние на другие культуры

Самое удивительное в истории египетской мебели — это не её красота, а невероятная техническая сложность. А ведь создавалось всё это в условиях острейшего дефицита качественной древесины!

Крупные деревья в засушливом климате Египта почти не росли. Местные породы — акация, сикомор — были невелики. Ценные кедр и кипарис импортировали из Ливана. Поэтому мастерам приходилось проявлять чудеса изобретательности: они собирали крупные предметы из мелких кусочков, как пазл.

Кресло Ренисенеб. Новое царство, ок. 1450 г. до н.э., 18 династия. Материал: дерево; эбеновое дерево, слоновая кость. Спинка этого деревянного стула, принадлежавшего писцу Ренисенеб, красиво облицована слоновой костью и украшена резным орнаментом, изображающим владельца, сидящего на стуле идентичной формы. Высокое качество столярных изделий и гармония пропорций свидетельствуют о мастерстве древнеегипетских плотников. Сетчатое сиденье было восстановлено по старинным образцам.
Кресло Ренисенеб. Новое царство, ок. 1450 г. до н.э., 18 династия. Материал: дерево; эбеновое дерево, слоновая кость. Спинка этого деревянного стула, принадлежавшего писцу Ренисенеб, красиво облицована слоновой костью и украшена резным орнаментом, изображающим владельца, сидящего на стуле идентичной формы. Высокое качество столярных изделий и гармония пропорций свидетельствуют о мастерстве древнеегипетских плотников. Сетчатое сиденье было восстановлено по старинным образцам.

Именно египтяне изобрели и довели до совершенства основные приёмы мебельного производства, которыми мы пользуемся до сих пор:

  • Шип-паз — прочное и невидимое соединение деревянных деталей.
  • Деревянные штифты (нагели) и гвозди.
  • Фанерование и инкрустация: чтобы скрыть некачественные швы или сэкономить дорогое дерево, основу из дешёвой древесины покрывали тонкими пластинками эбенового дерева, слоновой кости и даже золота. Они же создавали сложнейшие узоры.
  • Обивка: сиденья часто плели из тростника или верёвок, а для мягкости использовали подушки, набитые перьями.
Кресло принцессы Ситамон. На внутренней стороне спинки изображен двойной портрет принцессы.
Кресло принцессы Ситамон. На внутренней стороне спинки изображен двойной портрет принцессы.

Египетская мебель — это не просто коллекция древних артефактов. Это фундамент, на котором стоит вся европейская традиция мебельного дела. Римляне, а вслед за ними и мастера Ренессанса, заимствовали у египтян не только формы (например, те же львиные лапы), но и технологии.

В следующий раз, садясь на стул или раскладывая складную мебель для гостей, вспомните, что её далёкий-далёкий предок родился тысячи лет назад на берегах Нила, чтобы обеспечить комфорт не только живым, но и мёртвым.

Если вам интересна тема древних технологий, подписывайтесь на канал — впереди много материалов о культуре и искусстве прошлого.