Найти в Дзене
Книжный слушатель

«Митя, ты летал как бог!». Премьера по сценарию Геннадия Шпаликова в СТИ

Хочу поделиться впечатлениями от спектакля «Все наши дни рождения» по сценарию Геннадия Шпаликова, премьера которого состоялась в середине сентября в Студии театрального искусства. Я оставалась в зрительном зале до финальных аплодисментов и не пожалела об этом, хотя некоторые зрители уходили в середине спектакля, утомившись от сюжетных недомолвок. Но тот, кто выдержал два с лишним часа без антракта, все-таки разобрался в смысле происходящего на сцене и унес с собой не только груз личных впечатлений, но еще искрометные шпаликовские реплики, похожие на афоризмы. Действие спектакля начинается в день рождения главного героя по имени Митя, ему исполняется 45 лет. Судя по всему, он работает инженером в советском НИИ и страдает от кризиса среднего возраста: созданное им изобретение кажется никому не нужным, коллеги и родственники раздражают. Митя сбегает от семейного застолья со случайным приятелем, который работает в театре и просит сделать одолжение, надеть бутафорские крылья и немного пол

Хочу поделиться впечатлениями от спектакля «Все наши дни рождения» по сценарию Геннадия Шпаликова, премьера которого состоялась в середине сентября в Студии театрального искусства. Я оставалась в зрительном зале до финальных аплодисментов и не пожалела об этом, хотя некоторые зрители уходили в середине спектакля, утомившись от сюжетных недомолвок. Но тот, кто выдержал два с лишним часа без антракта, все-таки разобрался в смысле происходящего на сцене и унес с собой не только груз личных впечатлений, но еще искрометные шпаликовские реплики, похожие на афоризмы.

Сцена из спектакля "Все наши дни рождения", фото СТИ
Сцена из спектакля "Все наши дни рождения", фото СТИ

Действие спектакля начинается в день рождения главного героя по имени Митя, ему исполняется 45 лет. Судя по всему, он работает инженером в советском НИИ и страдает от кризиса среднего возраста: созданное им изобретение кажется никому не нужным, коллеги и родственники раздражают. Митя сбегает от семейного застолья со случайным приятелем, который работает в театре и просит сделать одолжение, надеть бутафорские крылья и немного полетать. Воспарив над обыденностью, Митя неожиданно вступает в разговор с Наташей, в которую был влюблен в юности, во время войны. Это видение настолько завораживает Митю, что он вновь и вновь приходит в театр, чтобы летать и разговаривать с Наташей, погибшей на фронте.

Неудовлетворенность собой и поиск отдушины – привычные мотивы советской драматургии 1970-х. Митя выбрал для утешения не алкоголь, а крылья. «Митя, ты летал как бог!», говорит ему приятель, хотя ничего особенного на сцене не происходило. Преувеличил? Польстил? Или просто так сказал, чтобы паузу заполнить? Звучит безосновательно, но убежденно, как обычно в застойных лозунгах. Наверное, Геннадий Шпаликов услышал такую же несуразную фразу где-то на съемочной площадке, она засела в памяти и потом всплыла в сценарии о тоскующем Мите

Друзья и доктор навестили Митю, фото СТИ
Друзья и доктор навестили Митю, фото СТИ

Доктор, которому друзья показали Митю, дал ему такую характеристику: «Нормальный человек с живой подвижной психикой». Доктора не смутило фантастическое предложение: «Вам не хотелось бы сейчас махнуть в Месопотамию?». Потому что Митя все-таки притормозил: «Не убежден, что именно в Месопотамию». Похоже, здравый смысл ему не изменял, Месопотамия была недоступна для советского человека и замену ей приходилось искать там, где находишься.

Или вот еще яркая мысль, прозвучавшая в диалоге с доктором: «Нервные клетки, говорят, не восстанавливаются? А зачем они вообще, если их не тратить?». Я так понимаю, что Митя хочет жить на полную катушку, но не находит себе применения; ни работа, ни семья не являются для него важными. Он, бедняга, страдает и ищет утешение в воспоминаниях, а мы, зрители, можем посочувствовать Мите и обнаружить нечто похожие в других людях или даже в себе.