Найти в Дзене
Разноцветные грани

Где же птичка? Об одной картине Ренуара

Нижегородский художественный музей обладает очень неплохой коллекцией картин. В собрании музея есть шедевры как русской и советской, так и зарубежной живописи. И среди них полотно Ренуара, одна из его ранних работ, написанная в 1866 году, которая сейчас имеет название "Женщина, смотрящая на птичку". Героиня картины, внимательно смотрит вверх, в правый угол, где изображены ствол и ветви дерева. Но птичку, на которую согласно названию смотрит женщина, зритель не видит. Зато видит подпись Ренуара и год написания картины — их нельзя не заметить. Но где же птичка? Была ли она вообще? Название картине было дано искусствоведами уже после того, как она она оказалась в музее. А до этого...
До этого с картиной случилось многое, она подверглась преобразованиям и стала участницей разных событий, которые могут служить основой для написания романа или детектива. Судьба произведения связана и с событиями личной жизни художника, и с историческими событиями от франко-прусской до Второй мировой войн.

Нижегородский художественный музей обладает очень неплохой коллекцией картин. В собрании музея есть шедевры как русской и советской, так и зарубежной живописи. И среди них полотно Ренуара, одна из его ранних работ, написанная в 1866 году, которая сейчас имеет название "Женщина, смотрящая на птичку".

Пьер Огюст Ренуар. Женщина, смотрящая на птичку. 1866 г. Холст, масло. 81 x 65 см. Нижегородский художественный музей
Пьер Огюст Ренуар. Женщина, смотрящая на птичку. 1866 г. Холст, масло. 81 x 65 см. Нижегородский художественный музей

Героиня картины, внимательно смотрит вверх, в правый угол, где изображены ствол и ветви дерева. Но птичку, на которую согласно названию смотрит женщина, зритель не видит. Зато видит подпись Ренуара и год написания картины — их нельзя не заметить.

Но где же птичка? Была ли она вообще? Название картине было дано искусствоведами уже после того, как она она оказалась в музее. А до этого...
До этого с картиной случилось многое, она подверглась преобразованиям и стала участницей разных событий, которые могут служить основой для написания романа или детектива. Судьба произведения связана и с событиями личной жизни художника, и с историческими событиями от франко-прусской до Второй мировой войн.

Для картины позировала 18-летняя Лиз Трео, возлюбленная и постоянная модель художника, с которой он познакомился в 1865 году. Известно около двадцати картин Ренуара, где запечатлён облик Лиз. Все они написаны в ранний период творчества художника, во время зарождения импрессионизма.

А картина, о которой идёт речь, первоначально выглядела по-другому. Вернее, она была частью большей картины, фрагментом.

Взгляните на приведённую ниже репродукцию.

Мастерская художника на улице Кондамин. 1870 г. Холст, масло. 98 × 128,5 см. Музей Орсе, Париж
Мастерская художника на улице Кондамин. 1870 г. Холст, масло. 98 × 128,5 см. Музей Орсе, Париж

Жан Фредерик Базиль ( Jean Frédéric Bazille, 1841—1870 гг.) — французский живописец, один из основоположников импрессионизма, прожил короткую жизнь, всего 28 лет. Во время франко-прусской войны он добровольцем ушёл на фронт и погиб в ноябре 1870 года.

Картина "Мастерская художника на улице Кондамин" — одна из последних картин Базиля. Она написана в 1870 году, до ухода художника на фронт. На полотне изображена сцена в мастерской Базиля, которую он делил с Ренуаром с января 1868 до апреля 1870 года. На стенах мастерской мы видим картины. И на одной из них, той, что висит справа от окна, узнаём "женщину, смотрящую на птичку". А рядом с ней располагается обнажённая фигура. Таким образом, благодаря Базилю мы сейчас можем представить, как изначально выглядела картина Ренуара, и понять, что она была обрезана.

Фрагмент картины Фредерика Базиля с изображением работы Ренуара
Фрагмент картины Фредерика Базиля с изображением работы Ренуара

Точного ответа на вопрос, кто, когда и зачем обрезал картину, нет. Можно лишь предполагать. Не исключено, что это мог сделать и сам Ренуар. Он мог быть не доволен результатом своей работы. Или, может быть, хотел избежать скандала — в то время в обнажённом виде принято было изображать лишь богов и богинь, а появление на картинах простых смертных без одежд совсем не приветствовалось.

Как бы то ни было, что сделано, то сделано. Картина была обрезана. И уже обрезанный вариант принадлежал какому-то состоятельному венгерскому семейству. А в конце Второй мировой войны фашисты намеревались увезти картину в Германию вместе с другими отобранными у венгров произведениями искусства. Но из-за наступления Красной Армии вынуждены были бросить вагон с сокровищами. Так картина оказалась в Советском Союзе.

А что же птички? Ренуар хоть и не часто, но писал их. На других картинах. Давайте посмотрим репродукции некоторых.

Женщина с попугаем. 1871 г. Холст, масло. 92×65 см. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Женщина с попугаем. 1871 г. Холст, масло. 92×65 см. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Лягушатник. 1869 г, Холст, масло. 65.1×92 см. Музей Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария
Лягушатник. 1869 г, Холст, масло. 65.1×92 см. Музей Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария
Пруд с утками. 1872 г. Холст, масло. 61×50.2 см. Далласский музей искусств. Даллас, Техас, США
Пруд с утками. 1872 г. Холст, масло. 61×50.2 см. Далласский музей искусств. Даллас, Техас, США
Камилла Моне и ее сын Жан в саду в Аржантее. 1874 г. Холст, масло. 50×68 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Камилла Моне и ее сын Жан в саду в Аржантее. 1874 г. Холст, масло. 50×68 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Девочка с соколом. 1880 г., Холст, масло. 126.5×78.2 см. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Williamstown, Массачусетс, США
Девочка с соколом. 1880 г., Холст, масло. 126.5×78.2 см. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Williamstown, Массачусетс, США
Фазан в снегу. 1879 г.
Фазан в снегу. 1879 г.