Исследователи привыкли видеть в татарском общественном и религиозном деятеле, педагоге, кадии и татарском историке Хасан-Гата Габаши джадида, последователя Шигабутдина Марджани и сторонника «нового метода» первой трети XX века. Во многих сочинениях он, действительно, предстает как реформаторски ориентированный религиозный деятель. Но при этом тесно связан он и со старым медресе.
Известный как педагог-новатор, один из пионеров «новометодной» системы образования, сам Габаши учился в медресе «Гаффариййа», в котором придерживались «старометодной системы образования». Среди изучаемых предметов в его медресе преподавался арабский язык, логика (мантык), философия (хикмат), мусульманское право и другие исламские науки; естественные науки не изучались; важное место отводилось догматическим диспутам и каламическим спорам между шакирдами. Как сообщает сам Габаши, он «был одним из тех, кто с удовольствием занимался распространенными в то время логикой, каламом и диспутами» и хорошо овладел техникой и этикетом диспута. Свидетельством этому служит написанный в 1886 г. трактат «Нур ал-хакика» («Свет истины»), в котором будучи хальфой (помощник учителя) Габаши вступил в полемику с известным казанским миссионером и священником Маловым Ефимием Александровичем, в ответ на его книгу «Об Адаме по учению Библии и Корана» (1885).
Педагогическая деятельность Габаши началась еще в медресе «Гаффариййа» в качестве учителя младших классов – хальфы. В 1889 г. Габаши, покинув это медресе, устроился преподавателем в Мусульманский детский приют казанских предпринимателей – братьев Юнусовых, где одним из первых в Ка зани внедрил «новометодную систему образования», предполагавшую обучение детей по звуковому методу. Наряду с религиозными дисциплинами здесь преподавали также русский язык и естественные науки. Параллельно с преподаванием, в 1889 г. Габаши опубликовал сочинение по педагогике «Тəрбияле бала» («Воспитанный ребенок»). В 1890 г. вернулся в родную деревню Малый Сулабаш, где занял должность имам-хатыба в мечети, стал преподавать в медресе. В 1888–1889 гг. Габаши активно участвовал в кампании по отмене закона об образовательном цензе для мусульманского духовенства.
В конце XIX в. Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС) позиционировало себя как центр распространения джадидских идей. После переезда в Уфу по приглашению муфтия М.Султанова, Габаши стал одним из активных двигателей джадидских идей, среди которых важное место заняли идеи по реформировании системы образования. В Уфе Габаши писал учебную литературу, преподавал в «новометодных» медресе «Галия» и «Усмания».
Важным начинанием Габаши стала помощь арестантам-мусульманам, для которых его усилиями наладили систему образования в тюрьмах. В 1897 г. Габаши вместе с редактором «Уфимских ведомостей» Озеровым открыл в Уфе две ремесленные школы: одну для детей из бедных семей – «Дом трудолюбия», другую – для татарских детей в Старой Уфе, где преподавателем был назначен хальфа Гариф, известный своими прогрессивными взглядами на преподавание.
Важным событием стал созыв 6 января 1898 г. учредительного собрания неофициальной организации «Ислахый мəктəб вə нəшери мəгарифе мөслимин» («Обновление тюркского языка мусульман, школьного дела и издание обновленных учебно-методических пособий») – первого общества, основанного на принципах добровольности и вызвавшегося решать насущные общенациональные проблемы. Оно было собрано по инициативе Габаши и Фахреддина, и с разрешения муфтия в Уфу были приглашены представители Казанского, Оренбургского, Троицкого, Петропавловского, Семипалатного и других татарских городских сообществ: студенты, писатели, редакторы, новоиспеченные имамы, учителя, преподаватели, воспитатели. Целью собрания была подготовка для населения книг на родном языке, установка некоторых правил письма, утверждение предметов, которые будут преподаваться в 4-летней начальной школе, выявление необходимых учебных пособий и определение их авторов.
Вернувшись в 1899 г. обратно в деревню, при поддержке оренбургского купца и крупного мецената Ахмада Хусаинова Габаши открыл в Малом Сулабаше «новометодное» медресе, получившее в народе название «Сулабашский университет». Здесь, помимо традиционных предметов, преподавали историю, культуру народов Востока, географию, родной язык.
После революции 1905–1907 гг. среди мусульман усилился интерес к образованию и Духовное собрание назначило Габаши куратором народного просвещения.
В июне 1917 г. при ОМДС под председательством Габаши состоялось совещание по образованию, в результате которого было решено передать религиозные школы от правительства в сферу деятельности Духовного собрания. В 1917–1918 гг. Габаши был председателем «Бөтенрусия руханилəр иттифакы» (Всероссийского союза духовенства). С 1918 г. Габаши – мухтасиб второго мухтасибата Казанского уезда с центром в родном ауле; занимался исторической и педагогической деятельностью. В 1923 г. на съезде духовенства при Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ) Габаши избрали членом Голямалар Шурасы (Совет улемов).
Педагогика наряду с историей стала важнейшим направлением в жизни Габаши. Важно отметить, что сам Габаши, овладев «старым методам» в медресе, стал активным сторонником «новометодной» системы образования, занявшись распространением просвещения вначале в Казани, затем в Малом Сулабаше и Уфе.
Динара Марданова.