Найти в Дзене

Старая Москва на картинах. Коллекция Жерара Антуана Делабарта.

Эта коллекция представлена как часть выставки "Образ Москвы в искусстве", проходящей в Главном павильоне на ВДНХ. Подборка сделана из сокровищ Русского музея. Мне как московскому экскурсоводу захотелось поподробнее рассмотреть и описать эти полотна, поэтому я вынесла эту подборку в отдельную статью. Французский живописец и гравер Жерар Антуан Делабарт особенно знаменит своими видами Москвы. Он родился в 1730 году, учился у известного живописца Жан-Мари Вьена, открывшего в Париже в 1750 году свою школу. В России работал с 1787 по 1810 год ( на минутку -23 года!).
Кем были заказаны художнику первые виды Москвы в точности неизвестно, хотя в 1871 году при продаже всей серии видов Москвы наследнику цесаревичу, будущему Александру III, она была обозначена как «Заказанная императрицей Екатериной II».
Композиции свои Делабарт выстаивал примерно так: на заднем плане изображал архитектурные достопримечательности, на их фоне на переднем плане проистекает обыкновенная жизнь города с характерн

Эта коллекция представлена как часть выставки "Образ Москвы в искусстве", проходящей в Главном павильоне на ВДНХ. Подборка сделана из сокровищ Русского музея.

Мне как московскому экскурсоводу захотелось поподробнее рассмотреть и описать эти полотна, поэтому я вынесла эту подборку в отдельную статью.

Французский живописец и гравер Жерар Антуан Делабарт особенно знаменит своими видами Москвы. Он родился в 1730 году, учился у известного живописца Жан-Мари Вьена, открывшего в Париже в 1750 году свою школу. В России работал с 1787 по 1810 год ( на минутку -23 года!).
Кем были заказаны художнику первые виды Москвы в точности неизвестно, хотя в 1871 году при продаже всей серии видов Москвы наследнику цесаревичу, будущему Александру III, она была обозначена как «Заказанная императрицей Екатериной II».

Композиции свои Делабарт выстаивал примерно так: на заднем плане изображал архитектурные достопримечательности, на их фоне на переднем плане проистекает обыкновенная жизнь города с характерной московской пестротой состава и разнообразными занятиями людей.

Начнем с видов Кремля .

Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид на Кремль от Каменного моста в Москве. 1794
Холст, масло. 75 × 141 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) Ж-4689
Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид на Кремль от Каменного моста в Москве. 1794 Холст, масло. 75 × 141 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) Ж-4689

На переднем плане Москва-река, на ней плот с прачками. Колодники в цепях под охраной солдата собирают подаяние. Перед Кремлевской стеной мост через реку Неглинку.

Похоже , что это место, где Неглинка впадает в Москву реку.Сейчас Неглинная протекает под землей, но место , где она впадает видно с Б.Каменного моста.

Примерный вид я пыталась найти на современном Большом Каменном мосту.

Устье реки Неглинной .2025.
Устье реки Неглинной .2025.

Ракурс должен быть другой, но мне хотелось еще захватить и устье Неглинки , вот оно слева -тоннель за решеткой. Но ведь и художник имеет право погрешить в масштабе, чтобы охватить нужные ему объекты.

Еще Кремль , теперь уже внутри.

Жерар Делабарт (1730 - после 1810). Вид от Ивановской площади в Кремле на архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского. 1795.Холст, масло. 75 × 141,5 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)
Жерар Делабарт (1730 - после 1810). Вид от Ивановской площади в Кремле на архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского. 1795.Холст, масло. 75 × 141,5 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)

Изображен вид Спасской башни изнутри Кремля. Каменные блоки остались на месте снесенных в1771-1773 годах зданий приказов ( сейчас на их месте ведутся археологические раскопки), пушки были перенесены с Красной площади внутрь Кремля по высочайшему указу в 1786 году.

Сейчас трудно узнать это место.

Личные фото автора.
Личные фото автора.

Еще раз Неглинная и Кремль, уже зима и катание на ледяных горках:

Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время Масленой недели. 1795.Холст, масло. 75 × 141.Из Александровского дворца-музея (Царское Село)
Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время Масленой недели. 1795.Холст, масло. 75 × 141.Из Александровского дворца-музея (Царское Село)

Изображена традиционная русская забава - катание с ледяных гор на реке Неглинной (Неглинке), ныне заключенной в подземный коллектор. Вид от моста через реку Неглинку. Справа Арсенальные башни Московского кремля - Угловая (Собакина) и Арсенальная.

На картине, изображающей зимнее катание с гор на реке Неглинке под кремлевскими стенами, художник не забыл и развешенное на морозе белье, и драку мужиков, а на переднем плане явно перепившийся мужчина, которого поддерживают друзья. Спиной к нам стоит, очевидно, сам автор, одетый в бархатную шубу, подбитую лисьим мехом.

Сейчас на этом месте прекрасный и ухоженный Александровский сад. Прямо по курсу здание бывшей гостиницы Москва, на картине Делабарта там знаменитые охотный ряды.

-6

Как это нередко бывает, иностранец замечает гораздо больше интересных моментов, чем соотечественник.Например , женские бани !

Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид Серебренических бань в Москве. 1796
Холст, масло. 76 × 141 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) .
Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид Серебренических бань в Москве. 1796 Холст, масло. 76 × 141 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) .

Русские бани неизменно привлекали внимание иностранных художников, для которых традиция банного омовения была чуждой. Серебрянические бани были расположены на реке Яузе, названы по слободе монетчиков при Старом денежном дворе. До наших дней часть набережной Яузы носит название Серебрянической.


Не пропустил французский художник и русские забавы. Про ледяные горки под стенами Кремля смотри выше, а здесь Пасхальные гуляния за городом:

Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья. 1795.Холст, масло. 74 × 142 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)
Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья. 1795.Холст, масло. 74 × 142 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)

Под Новинским монастырем на Пасху традиционно устраивались гулянья с качелями. Рассмотрите эту картину в увеличенном масштабе. Какие оригинальные качели , где в люльках сидят парочки; балаган с куклами, ярмарочные ряды.Пасха наверное была поздняя, потому что одежда на людях явно не теплая.

Сейчас это место называется Новинский бульвар, он является частью Садового кольца.

А на следующей картине у нас набережная Яузы с видом на Таганский холм.

Жерар Делабарт (1730 -- после 1810) Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве 1797
Холет, масло. 86 × 118 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) Ж-4683
Жерар Делабарт (1730 -- после 1810) Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве 1797 Холет, масло. 86 × 118 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) Ж-4683

Изображена набережная реки Яузы и застройка Швивой (Вшивой) горки с домом Шапкина (позднее Тутолмина).

Яузский мост в настоящее время называется Астаховский, и если по нему переходить Яузу, то справа буде громада сталинской высотки :

-10

а дом Шапкина (усадьба Т.И.Тутолмина) стоит до сих пор красавец, просто его сейчас с этого ракурса не видно.

Усадьба Т.И.Тутолмина
Усадьба Т.И.Тутолмина

Вид на Кремль со стороны теперь уже Зарядья .На этой картине понимаешь, что Зарядье был рабочим речным портом, откуда товары доставлялись в лавки Китай -города:

Жерар Делабарт.(1730 -- после 1810).Вид на Москворецкий мост и Кремль. 1796
Холст, масло. 73 × 141.Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)
Жерар Делабарт.(1730 -- после 1810).Вид на Москворецкий мост и Кремль. 1796 Холст, масло. 73 × 141.Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)

Справа стена Китай-города, слева грузовая пристань на Москве-реке.

Найду сейчас современное фото этого места:

Парк Зарядье .Вид на Кремль
Парк Зарядье .Вид на Кремль

У художника больше получилось Москворецкого моста , у меня виден немного автобус слева, который как раз по нему проезжает. Зато больше Кремля и Василий Блаженный получился. А Китай-городская стена сейчас музеефицирована - на фото слева идут ступени вниз, там сделали подземный музей с куском основания стены, которая окружала посад вокруг Кремля.

У Делабарта замечательная картина, изображающая Красную площадь.Мне очень нравится композиция , пространство словно втягивает вас. Я давно заметила эту особенность Красной площади, особенно когда туристы отбиваются от группы и водоворот людей увлекает их совершенно в другие места центра.Они потом и сами не могут объяснить, как это произошло.

Жерар Делабарт (1730 -- после 1810) Вид Красной площади в Москве. 1795.Холст, масло. 75 × 140
Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)
Жерар Делабарт (1730 -- после 1810) Вид Красной площади в Москве. 1795.Холст, масло. 75 × 140 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)

Справа Верхние торговые ряды, выстроенные в 1780-х по проекту Дж. Кваренги. Слева Новые торговые ряды, возведенные в те же годы. Они выгорели при пожаре 1812 года. Больше кремлевские стены не застраивались.

В собрании Государственного Русского музея есть картина Фридриха Гильфердинга, на которой Красная площадь запечатлена с той же точки зрения, но на 20 лет раньше:

Гильфердинг Ф.Красная площадь в Москве.1780-е.
Холст, масло. 71 х 107,5 из собрания князя А.Б. Лобанова-Ростовского (Санкт-Петербург)
Гильфердинг Ф.Красная площадь в Москве.1780-е. Холст, масло. 71 х 107,5 из собрания князя А.Б. Лобанова-Ростовского (Санкт-Петербург)

Перед стенами Кремля остатки рва, перед рвом выстроились в ряд пушки, напоминая о роли Кремля как оборонительного сооружения. Справа Верхние торговые ряды, выстроенные по проекту Джакомо Кваренги. Те же ряды изображены и на полотне Делабарта, но древних стен Кремля вовсе не видно. Они застроены такими же торговыми рядами. Делабарт - единственный художник, изобразивший Красную площадь на рубеже XVIII-XIX веков, когда она представляла собой настоящий базар. После наполеоновского нашествия торговые ряды вдоль стен Кремля уже никогда не восстанавливались. В работе Делабарта точка зрения выбрана на уровне внимательных глаз художника, от которых не укроется ни одна из сцен кипящей на площади жизни.

Ну а я по традиции размещу современное фото:

После смерти Екатерины на престол взошел Павел I, приехавший в Москву для коронации. В день Светлой Пасхи 16 апреля 1797 года император короновался в Кремле и после этого в течение недели с 18 по 25 апреля посетил Коломенское, Царицыно, Новый Иерусалим и Троице-Сергиеву Лавру.

В Москве он встречался со многими иностранцами и заказал Делабарту написать шесть полотен, относящихся ко времени его пребывания в городе и окрестностях.
Две картины изображают панорамный вид на Москву с балкона Большого Кремлевского императорского дворца, который по всей видимости был смотровой площадкой.Мужчина у парапета словно позирует для фото:

Жерар Делабарт.(1730 -- после 1810) Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста. 1798.Холст, масло. 74 142
Поступила в 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)
Жерар Делабарт.(1730 -- после 1810) Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста. 1798.Холст, масло. 74 142 Поступила в 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)

Правая часть панорамного вида с балкона кремлевского дворца изображает Благовещенскую, Водовзводную и Боровицкую башни Кремля, на дальнем плане - Воробьевы горы.

Сейчас такой вид невозможно даже и приблизительно повторить, так как кремлевского дворца того уже нет, в современном его варианте авторства Константина Тона балкона нет ( а если бы и был-никто нас туда не пустил бы).Могу предложить вот такое фото:

-18

Здесь Большой Кремлевский дворец К.Тона, ближе к нам Благовещенская церковь ( домовый храм царей и императоров), а вдалеке Боровицкая башня. Может быть как-то сделаю фото от дворца в сторону Воробьевых гор, но когда не будет листвы. А университет действительно хорошо виден , даже не с балкона...

И другой вид с балкона кремлевского дворца, здесь художник взял левее, показал Замоскворечье:

Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797
Холст, масло. 75 × 143
Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) Ж-4681
Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 Холст, масло. 75 × 143 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) Ж-4681

Левая часть панорамы Москвы, написанной с балкона Кремлевского дворца (арх. В.В. Растрелли, выстроен на древних подклетах дворца Ивана III). Слева кремлевские соборы (Благовещенский и Архангельский), вдали громада Воспитательного дома. Сейчас Воспитательный дом сильно засажен деревьями, виден только зеленый купол . И только на таких вот старинных ведутах оцениваешь его масштаб.

На переднем плане навален белый камень - кремлевский дворец в очередной раз перестраивался.Кремлевские стены покрашены тоже под белый камень, хотя они из красного кирпича.

С балкона открывается великолепный вид на Замоскворечье до самого горизонта. Этот купеческий район Москвы изобилует храмами и в солнечный день наверное сияет их главками.

Работы, созданные внутри Кремля, показывают город с точки, указанной художнику самим Павлом.

Дальше про Коломенское, Царицыно и Лавру .Император Павел ненадолго приехал в Коломенское 20 апреля 1797 года.


Российский Вифлеем, Коломенско село,
Которое на свет Петра произвело!
Ты счастья нашего источник и начало,
В тебе величие Российско воссияло.

В этих стихах Александра Сумарокова, обращенных к предполагаемому месту рождения императора Петра I, подчеркнуто значение для России Коломенского дворца. Неудивительно поэтому, что Павел захотел посетить эти места и заказал Делабарту написать их.

Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид в окрестностях Коломенского под Москвой. 1798
Холст, масло. 75 × 141,3
Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село).
Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид в окрестностях Коломенского под Москвой. 1798 Холст, масло. 75 × 141,3 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село).

Сразу скажу- вообще не представляю, где Делабарт решил писать эти виды. В Коломенском к тому времени такая красавица Вознесенская церковь шатровая белокаменная была - даже и намека нет на нее. Она и сейчас стоит как стояла:

-21

И Государев двор( дворец правда разобран был уже при Екатерине) , и Георгиевская церковь :

-22

Ни гу-гу про эту красоту , зато крестьянки , пастушки и овечки- пастораль немного слащавая.

В Царицыно аналогично. Баженовский архитектурный ансамбль в романтическом вкусе уж можно было бы запечатлеть, но товарищ 70- летний Делабарт пишет окрестности ( наверное трудно было про архитектуру, а на крестьянках и овечках рука набита ).

Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид на Царицынское поле в окрестностях Коломенского под Москвой. 1798.Холст, масло. 75 × 141 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)
Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид на Царицынское поле в окрестностях Коломенского под Москвой. 1798.Холст, масло. 75 × 141 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)

Две последние работы связаны с личными привязанностями Павла Петровича. Митрополит Платон, законоучитель и наставник молодого цесаревича, участвовавший также в его коронации, с 1783 года занимался устройством монастыря невдалеке от Троице-Сергиевой лавры, названного Спасо-Вифанским:

Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид на Троице-Сергиеву лавру от СпасоВифаниевского монастыря. 1798
Холст, масло, 71 × 141 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)
Жерар Делабарт (1730 - после 1810) Вид на Троице-Сергиеву лавру от СпасоВифаниевского монастыря. 1798 Холст, масло, 71 × 141 Пост. : 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село)

В селении Вифания во времена Христа жили его друзья Лазарь, Марфа и Мария. Внутри главного храма была устроена гора Фавор, а в ней грот: церковь во имя праведного Лазаря. Как и Новый Иерусалим Вифания символически проецирует на русское пространство географию Святой земли.

Изображен митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин, 1737-1812) с братией. В 1763 году 26-летний иеромонах Платон был определен законоучителем к наследнику Павлу Петровичу, теплые отношения с воспитанником остались и после того, как обучение закончилось. В 1797 году совершил коронацию Павла I.


«Вид с балкона Останкинского дворца под Москвой» также связан с личной привязанностью Павла Петровича:

Жерар Делабарт (1730 -- после 1810) Вид с балкона Останкинского дворца под Москвой, 1798
Холст, масло, 75 × 138 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) Ж-4687
Жерар Делабарт (1730 -- после 1810) Вид с балкона Останкинского дворца под Москвой, 1798 Холст, масло, 75 × 138 Пост.: 1931, из Александровского дворца-музея (Царское Село) Ж-4687

Владелец дворца Николай Петрович Шереметев был его товарищем по детским играм, и в Москве император захотел посетить его вотчину и знаменитый театр.Останкинский дворец был построен в 1792 -дах при графе Н.П. Шереметеве как дворец-театр.

Сейчас Дворец закрыт на реставрацию ( осенью откроется Египетский павильон), но церковь Живоначальной Троицы в Останкино прекрасно сохранилась и радует нас торжественностью и гармонией:

-26

В заключении хочу сказать мнение специалистов, к которому я полностью присоединяюсь: цикл Делабарта - уникальный комплекс ведут, зафиксировавших Москву до наполеоновского нашествия то есть до великого пожара 1812 года.

Напомню, что мы с вами пробежались только по небольшой части выставки "Образ Москвы в искусстве. Из собрания Русского музея". Коллекция Делабарта располагается сразу при входе и для нее выстроили круговое пространство , в центре которого есть еще и скульптура ( листайте галерею):