Эта коллекция представлена как часть выставки "Образ Москвы в искусстве", проходящей в Главном павильоне на ВДНХ. Подборка сделана из сокровищ Русского музея.
Мне как московскому экскурсоводу захотелось поподробнее рассмотреть и описать эти полотна, поэтому я вынесла эту подборку в отдельную статью.
Французский живописец и гравер Жерар Антуан Делабарт особенно знаменит своими видами Москвы. Он родился в 1730 году, учился у известного живописца Жан-Мари Вьена, открывшего в Париже в 1750 году свою школу. В России работал с 1787 по 1810 год ( на минутку -23 года!).
Кем были заказаны художнику первые виды Москвы в точности неизвестно, хотя в 1871 году при продаже всей серии видов Москвы наследнику цесаревичу, будущему Александру III, она была обозначена как «Заказанная императрицей Екатериной II».
Композиции свои Делабарт выстаивал примерно так: на заднем плане изображал архитектурные достопримечательности, на их фоне на переднем плане проистекает обыкновенная жизнь города с характерной московской пестротой состава и разнообразными занятиями людей.
Начнем с видов Кремля .
На переднем плане Москва-река, на ней плот с прачками. Колодники в цепях под охраной солдата собирают подаяние. Перед Кремлевской стеной мост через реку Неглинку.
Похоже , что это место, где Неглинка впадает в Москву реку.Сейчас Неглинная протекает под землей, но место , где она впадает видно с Б.Каменного моста.
Примерный вид я пыталась найти на современном Большом Каменном мосту.
Ракурс должен быть другой, но мне хотелось еще захватить и устье Неглинки , вот оно слева -тоннель за решеткой. Но ведь и художник имеет право погрешить в масштабе, чтобы охватить нужные ему объекты.
Еще Кремль , теперь уже внутри.
Изображен вид Спасской башни изнутри Кремля. Каменные блоки остались на месте снесенных в1771-1773 годах зданий приказов ( сейчас на их месте ведутся археологические раскопки), пушки были перенесены с Красной площади внутрь Кремля по высочайшему указу в 1786 году.
Сейчас трудно узнать это место.
Еще раз Неглинная и Кремль, уже зима и катание на ледяных горках:
Изображена традиционная русская забава - катание с ледяных гор на реке Неглинной (Неглинке), ныне заключенной в подземный коллектор. Вид от моста через реку Неглинку. Справа Арсенальные башни Московского кремля - Угловая (Собакина) и Арсенальная.
На картине, изображающей зимнее катание с гор на реке Неглинке под кремлевскими стенами, художник не забыл и развешенное на морозе белье, и драку мужиков, а на переднем плане явно перепившийся мужчина, которого поддерживают друзья. Спиной к нам стоит, очевидно, сам автор, одетый в бархатную шубу, подбитую лисьим мехом.
Сейчас на этом месте прекрасный и ухоженный Александровский сад. Прямо по курсу здание бывшей гостиницы Москва, на картине Делабарта там знаменитые охотный ряды.
Как это нередко бывает, иностранец замечает гораздо больше интересных моментов, чем соотечественник.Например , женские бани !
Русские бани неизменно привлекали внимание иностранных художников, для которых традиция банного омовения была чуждой. Серебрянические бани были расположены на реке Яузе, названы по слободе монетчиков при Старом денежном дворе. До наших дней часть набережной Яузы носит название Серебрянической.
Не пропустил французский художник и русские забавы. Про ледяные горки под стенами Кремля смотри выше, а здесь Пасхальные гуляния за городом:
Под Новинским монастырем на Пасху традиционно устраивались гулянья с качелями. Рассмотрите эту картину в увеличенном масштабе. Какие оригинальные качели , где в люльках сидят парочки; балаган с куклами, ярмарочные ряды.Пасха наверное была поздняя, потому что одежда на людях явно не теплая.
Сейчас это место называется Новинский бульвар, он является частью Садового кольца.
А на следующей картине у нас набережная Яузы с видом на Таганский холм.
Изображена набережная реки Яузы и застройка Швивой (Вшивой) горки с домом Шапкина (позднее Тутолмина).
Яузский мост в настоящее время называется Астаховский, и если по нему переходить Яузу, то справа буде громада сталинской высотки :
а дом Шапкина (усадьба Т.И.Тутолмина) стоит до сих пор красавец, просто его сейчас с этого ракурса не видно.
Вид на Кремль со стороны теперь уже Зарядья .На этой картине понимаешь, что Зарядье был рабочим речным портом, откуда товары доставлялись в лавки Китай -города:
Справа стена Китай-города, слева грузовая пристань на Москве-реке.
Найду сейчас современное фото этого места:
У художника больше получилось Москворецкого моста , у меня виден немного автобус слева, который как раз по нему проезжает. Зато больше Кремля и Василий Блаженный получился. А Китай-городская стена сейчас музеефицирована - на фото слева идут ступени вниз, там сделали подземный музей с куском основания стены, которая окружала посад вокруг Кремля.
У Делабарта замечательная картина, изображающая Красную площадь.Мне очень нравится композиция , пространство словно втягивает вас. Я давно заметила эту особенность Красной площади, особенно когда туристы отбиваются от группы и водоворот людей увлекает их совершенно в другие места центра.Они потом и сами не могут объяснить, как это произошло.
Справа Верхние торговые ряды, выстроенные в 1780-х по проекту Дж. Кваренги. Слева Новые торговые ряды, возведенные в те же годы. Они выгорели при пожаре 1812 года. Больше кремлевские стены не застраивались.
В собрании Государственного Русского музея есть картина Фридриха Гильфердинга, на которой Красная площадь запечатлена с той же точки зрения, но на 20 лет раньше:
Перед стенами Кремля остатки рва, перед рвом выстроились в ряд пушки, напоминая о роли Кремля как оборонительного сооружения. Справа Верхние торговые ряды, выстроенные по проекту Джакомо Кваренги. Те же ряды изображены и на полотне Делабарта, но древних стен Кремля вовсе не видно. Они застроены такими же торговыми рядами. Делабарт - единственный художник, изобразивший Красную площадь на рубеже XVIII-XIX веков, когда она представляла собой настоящий базар. После наполеоновского нашествия торговые ряды вдоль стен Кремля уже никогда не восстанавливались. В работе Делабарта точка зрения выбрана на уровне внимательных глаз художника, от которых не укроется ни одна из сцен кипящей на площади жизни.
Ну а я по традиции размещу современное фото:
После смерти Екатерины на престол взошел Павел I, приехавший в Москву для коронации. В день Светлой Пасхи 16 апреля 1797 года император короновался в Кремле и после этого в течение недели с 18 по 25 апреля посетил Коломенское, Царицыно, Новый Иерусалим и Троице-Сергиеву Лавру.
В Москве он встречался со многими иностранцами и заказал Делабарту написать шесть полотен, относящихся ко времени его пребывания в городе и окрестностях.
Две картины изображают панорамный вид на Москву с балкона Большого Кремлевского императорского дворца, который по всей видимости был смотровой площадкой.Мужчина у парапета словно позирует для фото:
Правая часть панорамного вида с балкона кремлевского дворца изображает Благовещенскую, Водовзводную и Боровицкую башни Кремля, на дальнем плане - Воробьевы горы.
Сейчас такой вид невозможно даже и приблизительно повторить, так как кремлевского дворца того уже нет, в современном его варианте авторства Константина Тона балкона нет ( а если бы и был-никто нас туда не пустил бы).Могу предложить вот такое фото:
Здесь Большой Кремлевский дворец К.Тона, ближе к нам Благовещенская церковь ( домовый храм царей и императоров), а вдалеке Боровицкая башня. Может быть как-то сделаю фото от дворца в сторону Воробьевых гор, но когда не будет листвы. А университет действительно хорошо виден , даже не с балкона...
И другой вид с балкона кремлевского дворца, здесь художник взял левее, показал Замоскворечье:
Левая часть панорамы Москвы, написанной с балкона Кремлевского дворца (арх. В.В. Растрелли, выстроен на древних подклетах дворца Ивана III). Слева кремлевские соборы (Благовещенский и Архангельский), вдали громада Воспитательного дома. Сейчас Воспитательный дом сильно засажен деревьями, виден только зеленый купол . И только на таких вот старинных ведутах оцениваешь его масштаб.
На переднем плане навален белый камень - кремлевский дворец в очередной раз перестраивался.Кремлевские стены покрашены тоже под белый камень, хотя они из красного кирпича.
С балкона открывается великолепный вид на Замоскворечье до самого горизонта. Этот купеческий район Москвы изобилует храмами и в солнечный день наверное сияет их главками.
Работы, созданные внутри Кремля, показывают город с точки, указанной художнику самим Павлом.
Дальше про Коломенское, Царицыно и Лавру .Император Павел ненадолго приехал в Коломенское 20 апреля 1797 года.
Российский Вифлеем, Коломенско село,
Которое на свет Петра произвело!
Ты счастья нашего источник и начало,
В тебе величие Российско воссияло.
В этих стихах Александра Сумарокова, обращенных к предполагаемому месту рождения императора Петра I, подчеркнуто значение для России Коломенского дворца. Неудивительно поэтому, что Павел захотел посетить эти места и заказал Делабарту написать их.
Сразу скажу- вообще не представляю, где Делабарт решил писать эти виды. В Коломенском к тому времени такая красавица Вознесенская церковь шатровая белокаменная была - даже и намека нет на нее. Она и сейчас стоит как стояла:
И Государев двор( дворец правда разобран был уже при Екатерине) , и Георгиевская церковь :
Ни гу-гу про эту красоту , зато крестьянки , пастушки и овечки- пастораль немного слащавая.
В Царицыно аналогично. Баженовский архитектурный ансамбль в романтическом вкусе уж можно было бы запечатлеть, но товарищ 70- летний Делабарт пишет окрестности ( наверное трудно было про архитектуру, а на крестьянках и овечках рука набита ).
Две последние работы связаны с личными привязанностями Павла Петровича. Митрополит Платон, законоучитель и наставник молодого цесаревича, участвовавший также в его коронации, с 1783 года занимался устройством монастыря невдалеке от Троице-Сергиевой лавры, названного Спасо-Вифанским:
В селении Вифания во времена Христа жили его друзья Лазарь, Марфа и Мария. Внутри главного храма была устроена гора Фавор, а в ней грот: церковь во имя праведного Лазаря. Как и Новый Иерусалим Вифания символически проецирует на русское пространство географию Святой земли.
Изображен митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин, 1737-1812) с братией. В 1763 году 26-летний иеромонах Платон был определен законоучителем к наследнику Павлу Петровичу, теплые отношения с воспитанником остались и после того, как обучение закончилось. В 1797 году совершил коронацию Павла I.
«Вид с балкона Останкинского дворца под Москвой» также связан с личной привязанностью Павла Петровича:
Владелец дворца Николай Петрович Шереметев был его товарищем по детским играм, и в Москве император захотел посетить его вотчину и знаменитый театр.Останкинский дворец был построен в 1792 -дах при графе Н.П. Шереметеве как дворец-театр.
Сейчас Дворец закрыт на реставрацию ( осенью откроется Египетский павильон), но церковь Живоначальной Троицы в Останкино прекрасно сохранилась и радует нас торжественностью и гармонией:
В заключении хочу сказать мнение специалистов, к которому я полностью присоединяюсь: цикл Делабарта - уникальный комплекс ведут, зафиксировавших Москву до наполеоновского нашествия то есть до великого пожара 1812 года.
Напомню, что мы с вами пробежались только по небольшой части выставки "Образ Москвы в искусстве. Из собрания Русского музея". Коллекция Делабарта располагается сразу при входе и для нее выстроили круговое пространство , в центре которого есть еще и скульптура ( листайте галерею):