Безопасность дорожного движения – приоритет для любого современного государства. Одним из ключевых инструментов ее обеспечения остается система предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Эти меры призваны гарантировать, что за руль транспортного средства садится человек в адекватном физическом и психоэмоциональном состоянии, способный в полной мере контролировать ситуацию на дороге. Рассказываем о нововведениях в этой сфере, которые вступают в силу в 2026 году.
Для чего нужен предрейсовый осмотр водителей
Это комплекс мероприятий, направленный на выявление у водителя признаков заболеваний, переутомления, употребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ, которые могут повлиять на его способность управлять транспортным средством и представлять угрозу для безопасности дорожного движения. Основная цель таких осмотров — предотвращение ДТП, сохранение жизни и здоровья людей.
Законодательная база
В 2026 году законодательная база, регулирующая проведение предрейсовых медицинских осмотров, будет опираться на действующие федеральные законы и подзаконные акты. Среди них:
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
- Приказ Минздрава РФ от 30.05.2023 №266н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предрейсовые, предсменные, послерейсовые, послесменные медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены)».
Кто проходит обязательные медосмотры в 2026 году
Обязательные предрейсовое медицинское освидетельствование проходят все водители, осуществляющие перевозки пассажиров или грузов.
Исключения составляют водители, управляющие транспортными средствами, предназначенными для экстренных оперативных служб, а также лица, управляющие транспортными средствами, используемыми для перевозки граждан по личным нуждам (при отсутствии трудовых отношений, связанных с управлением ТС). Также не обязателен медосмотр для военнослужащих, которые управляют военной техникой.
Отметка о медосмотре в путевом листе
Александра Кадынцева
Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей
Порядок проведения процедуры в 2026 году остается стандартизированным и включает следующие этапы:
- Сбор анамнеза. Медицинский работник выясняет у осматриваемого наличие жалоб на состояние здоровья, прием лекарственных препаратов, употребление алкоголя или наркотических средств за последние сутки.
- Визуальная оценка общего состояния осматриваемого, цвета кожных покровов, видимых слизистых оболочек, наличия признаков опьянения (нарушение координации, расширение или сужение зрачков).
- Измерение артериального давления и пульса. Эти показатели помогают выявить признаки гипертонии, гипотонии или аритмии, которые могут влиять на концентрацию внимания и скорость реакции.
- Измерение температуры тела.
- Проведение исследований на наличие алкоголя и психотропных веществ. Используется алкометр для выявления паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе и экспресс-тесты для определения наркотических средств и психотропных веществ (по показаниям).
По результатам процедуры принимается решение о допуске или недопуске к управлению транспортным средством.
Дистанционный предрейсовый медосмотр
С 1 сентября 2023 года вступили в силу изменения в законодательстве, которые утвердили дистанционные предрейсовые медицинские осмотры. Эта практика активно применяется, особенно для водителей, находящихся на удалении от стационарных медицинских пунктов. Дистанционно процедура проводится с использованием специальных аппаратно-программных комплексов, которые позволяют медицинскому работнику в режиме реального времени оценить состояние водителя.
Основные компоненты дистанционного медицинского освидетельствования:
- Видеосвязь: для визуальной оценки состояния, поведения, речи, координации.
- Измерительные приборы: автоматические тонометры, термометры, алкотестеры, подключенные к системе и передающие данные медицинскому работнику.
- Системы идентификации: для подтверждения личности осматриваемого.
Результаты медорганизация передает транспортной компании. Для быстрого обмена перевозочными документами, в том числе и путевыми листами с отметкой о пройденном медицинском освидетельствовании, удобно использовать сервис 1С-ЭПД. До того как как подключить 1С-ЭПД, убедитесь, что медорганизация, которая осматривает водителей, тоже использует 1С и сможет в ваши перевозочные документы вносить соответствующие данные.
Форматы ЭПД в 2026 году
Дарья Алексеева
Когда нельзя проводить медосмотр дистанционно
Несмотря на удобство, существуют случаи, когда дистанционный предрейсовый контроль запрещен:
- перевозка опасных грузов;
- перевозка пассажиров в междугородном сообщении на маршрутах протяженностью 300 км и более;
- в случаях, когда по результатам предыдущих осмотров имели признаки опьянения или водители не были допущены к рейсу;
- при отсутствии стабильного интернет-соединения или технических сбоях оборудования;
- при наличии видимых признаков заболевания или травмы, требующих очного контроля.
В этих случаях необходимо проведение стандартного очного медицинского осмотра.
Кто имеет право проводить осмотр
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры в 2026 году могут проводить:
- Медработники, имеющие высшее или среднее профессиональное медобразование.
- Медорганизации или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по медосмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Медработник, проводящий процедуру, должен пройти специальное обучение по программе «Организация и проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств».
Ваш пошаговый план перехода на ЭПД
Скачайте бесплатную инструкцию, чтобы избежать штрафов
Какие документы свидетельствуют о прохождении осмотра
Результаты предрейсового медосвидетельствования обязательно фиксируются в документах, которые служат подтверждением их проведения.
Журнал регистрации предрейсовых осмотров
Основным документом считается Журнал регистрации предрейсовых, послерейсовых медосмотров. Он ведется на бумажном носителе или в электронном виде и содержит следующую информацию:
- Дата и время проведения процедуры.
- ФИО, дата рождения, подпись водителя.
- Результаты (показатели давления, пульса, температуры, результаты тестов на алкоголь и наркотики).
- Заключение медработника о допуске или недопуске к рейсу.
- ФИО и подпись медика.
Путевые листы
В путевом листе должна быть отметка о прохождении предрейсового медосмотра с указанием даты, времени, ФИО и подписи медработника, а также штамп организации, проводившем его. При дистанционном осмотре в электронном путевом листе указывается информация о том, что процедура проведена дистанционно. Отметка о медицинском осмотре в электронном путевом листе содержит дату, время проведения процедуры, результат «допущен» или «не допущен», а также электронную подпись лица, проводившего ее.
Мобильное приложение 1С-ЭПД позволяет водителям иметь под рукой электронный путевой лист со всеми необходимыми отметками и предъявить его при проверке при необходимости.
Акты о недопуске водителя к рейсу
В случае недопуска водителя к рейсу медик оформляет Акт о недопуске, в котором указываются причины, по которым шофер не допущен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Копия акта передается работодателю для принятия соответствующих мер.
Нововведения 2025 года в документообороте по медосмотрам
- Состояние здоровья сотрудников можно проверять с применением дистанционных технологий. В список профессий, которые должны проходить предрейсовый медосмотр, включили водителей спецтехники на комбинированном ходу и машинистов крана-манипулятора.
- На медосмотр сотрудники направляются по факторам, которые утверждены приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н. Медосмотр проводится по картам СОУТ.
- Предусмотрен медосмотр отдельных категорий работников в течение рабочего времени. Он направлен на выявление признаков воздействия на здоровье вредных и опасных производственных факторов. Для водителей это пока не считается обязательной процедурой.
- Информацию о результатах медицинских осмотров в ЕГИСЗ и на портал госуслуг теперь будут вносить быстрее: медучреждения должны выполнить эту задачу в течение одного рабочего дня с момента оформления заключения.
Требования к персоналу
В связи с внедрением электронного документооборота, медицинские работники, осматривающие персонал, должны быть обучены работе с соответствующими информационными системами и иметь действующие УКЭП.
Ответственность и штрафы
Нарушение требований по проведению предрейсовых медицинских осмотров влечет за собой административную ответственность как для шоферов, так и для должностных лиц и юридических лиц:
- Для водителя: Управление транспортным средством без прохождения обязательного медицинского осмотра или в состоянии опьянения — лишение права управления транспортным средством и/или штраф в соответствии ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ в размере от 5000 до 30000 руб.
- Для должностных лиц: Выпуск на линию транспортного средства без прохождения водителем предрейсового медицинского осмотра — административный штраф в размере до 20 000 рублей.
- Для юридических лиц: Аналогичное нарушение влечет штраф в размере до 100 000 рублей.
Популярные вопросы
Может ли перед рейсами осматривать водителей сотрудник организации с дипломом о медицинском образовании?
Нет, не вправе. Для этого необходимо не только наличие медобразования, но и обучение по программе «Организация и проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», а также наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по данному виду услуг. Сотрудник, даже с медобразованием, не обладает ни специальным знанием, ни соответствующей лицензией.
Кому разрешено проводить медосмотры водителей в течение рабочего дня?
В течение рабочего дня (смены) процедура проводится теми же работниками и организациями, что и перед рейсами, то есть имеющими соответствующую квалификацию и лицензию.
Требуются ли медосмотры работникам логистической компании, которые работают рейсовыми водителями?
Если работники логистической компании управляют транспортными средствами в рамках своей трудовой деятельности (перевозят грузы, доставляют товары и т.д.), они обязаны проходить эту процедуру в соответствии с законодательством.
Что будет, если водитель откажется от прохождения предрейсового медосмотра?
Отказ от прохождения предрейсового медицинского осмотра считается нарушением трудовой дисциплины. Работодатель имеет право не допускать такого сотрудника к управлению транспортным средством. В случае систематических отказов или если такой отказ приводит к серьезным последствиям, сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения. Кроме того, сам отказ может быть расценен как признак попытки скрыть неадекватное состояние, что может повлечь дополнительные разбирательства.